Защита экономической конкуренции: Рада одобрила законопроект

19:07, 7 февраля 2019
Закон приняли с технико-юридическими правками.
Защита экономической конкуренции: Рада одобрила законопроект
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Депутаты Верховной Рады приняли Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения принципов процессуальной справедливости и повышения эффективности производств по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции» (далее — Закон). Об этом сообщает пресс-служба Рады.

Документ поддержали 248 народных депутатов.

Законом урегулированы порядок и сроки рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и существенно расширено содержание ст. 39 «Лица, которые принимают участие в деле» и ст. 40 «Права лиц, которые принимают участие в деле» Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Ст. 221 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» дополнена новой частью следующего содержания:

«Если информация, которую требует предоставить орган Антимонопольного комитета Украины в связи с исследованием товарного рынка, проводимым за пределами рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, уже предоставлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дню получения такого требования, любому органу Антимонопольного комитета Украины и не изменилась, лицо, от которого требуется такая информация, имеет право не предоставлять ее повторно, уведомив об этом орган Антимонопольного комитета Украины, который требует предоставить информацию, в письменном виде с указанием реквизитов письма, которым была отправлена запрашиваемая информация».

Помимо этого, Законом введен новый правовой институт — процедура урегулирования по делам об антиконкурентных согласованных действиях, а также дополнен Закон Украины «О защите экономической конкуренции» новой ст. 461 «Процедура урегулирования по делам об антиконкурентных согласованных действиях». Согласно этой статье:

«1. С целью повышения эффективности защиты экономической конкуренции, в частности путем сокращения срока рассмотрения дел и прекращения нарушений, оптимизации использования органами Антимонопольного комитета Украины своих ресурсов, по делам об антиконкурентных согласованных действиях может применяться процедура урегулирования.

  1. Процедура урегулирования по делу начинается по заявлению ответчика, поданному до составления органом Антимонопольного комитета Украины представления с предварительными выводами по делу.
  2. Заявление ответчика о применении процедуры урегулирования должно содержать его согласие начать переговоры по заключению соглашения об урегулировании, в том числе согласие оплатить штраф в соответствии с ч. 11 этой статьи.

Орган Антимонопольного комитета Украины обязан рассмотреть заявление ответчика о применении процедуры урегулирования и сообщить о результатах его рассмотрения в течение 10 рабочих дней со дня поступления. Этот срок может быть продлен до получения вывода эксперта или завершения проведения других действий, необходимых для сбора и фиксации доказательств, которые могут быть потеряны по истечению времени, или которые невозможно будет привести позже без существенного вреда для результата, которые имеют значение для оценки органом Антимонопольного комитета Украины целесообразности заключения соглашения об урегулировании».

Согласно Закону, «процедура урегулирования с ответчиком считается начатой, если орган Антимонопольного комитета Украины письменно уведомил ответчика о согласии на применение процедуры урегулирования».

Орган Антимонопольного комитета Украины в течение 15 рабочих дней со дня начала процедуры урегулирования письменно уведомляет ответчика о нарушениях, которые являются предметом урегулирования, в частности о действиях, которые могут быть квалифицированы как нарушение, товарах (товарных рынках) и географических границах товарных рынков, которые охвачены нарушением, продолжительности (периоде) нарушения, предварительно рассчитанном размере штрафа, который может быть наложен на ответчика без применения процедуры урегулирования, и обосновании его расчета.

Органы Антимонопольного комитета Украины прекращают процедуру урегулирования в случае, если:

  • с ответчиком достигнуто соглашение по вопросам, изложенным в ч. 11 этой статьи;
  • ответчик не направил подписанное им соглашение об урегулировании в орган Антимонопольного комитета Украины;
  • хозяйственный суд отказал в утверждении соглашения об урегулировании.

Согласно Закону, «решения органов Антимонопольного комитета Украины не могут основываться на доказательствах, с которыми лицам, участвующим в деле, не была обеспечена возможность ознакомиться (кроме случаев ограничения доступа к информации в соответствии с законодательством) и предоставить возражения, а также на доказательствах, полученных с нарушением законодательства и прав лиц, а также приниматься с нарушением права лица на защиту.

Решения органов Антимонопольного комитета Украины должны быть мотивированными. В решении указываются обстоятельства, доказательства, на основании которых принято решение, обоснование принятия или отклонения доказательств лиц, участвующих в деле».

Кроме того, Закон Украины «О защите экономической конкуренции» дополнен новой ст. 521 «Основания и порядок освобождения от ответственности и уменьшение размера штрафов за совершение антиконкурентных согласованных действий», согласно которой:

«1. Лицо, совершившее антиконкурентные согласованные действия, предусмотренные ст. 6 этого Закона, освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 52 этого Закона, если оно раньше других участников этих действий добровольно уведомило Антимонопольный комитет Украины о таких антиконкурентных согласованных действиях, обратившись с заявлением об освобождении от ответственности.

  1. Для лиц, совершивших антиконкурентные согласованные действия, предусмотренные ст. 6 этого закона, которые не могут быть освобождены от ответственности в связи с тем, что другой участник соответствующих антиконкурентных согласованных действий ранее подал заявление об освобождении от ответственности, но которые добровольно обратились в Антимонопольный комитет Украины с заявлением об уменьшении размера штрафа и представили доказательства антиконкурентных согласованных действий, имеющие существенное значение для принятия решения по делу, размер штрафа уменьшается в зависимости от очередности представления таких доказательств: первому лицу — на 50%; второму — на 30%; остальным — на 20% рассчитанного размера штрафа, который должен быть наложен в соответствии с обнародованным Антимонопольным комитетом Украины подходом к определению размеров штрафов.
  2. Антимонопольный комитет Украины не рассматривает заявления об уменьшении размера штрафа, полученные после направления лицам, участвующим в деле, представления с предварительными выводами.
  3. Заявление об освобождении от ответственности или уменьшении размера штрафа подается в письменной форме и должно содержать информацию, которая имеет существенное значение для принятия решения по делу».

Порядок подачи заявлений об освобождении от ответственности, об уменьшении размера штрафов за предоставление доказательств совершения антиконкурентных согласованных действий и предоставление такого уменьшения устанавливается Антимонопольным комитетом Украины.

Закон вступает в силу через три месяца со дня его опубликования, кроме ст. 461, которая вступает в силу с 1 января 2020 года.

Положения Закона относительно сроков рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и последствий пропуска предельных сроков рассмотрения таких дел применяются к делам, начатым органами Антимонопольного комитета Украины после вступления в силу этого Закона.

Закон принят с технико-юридическими правками.

Соответствующий проект зарегистрирован под №6746.

Раньше «Судебно-юридическая газета» сообщала, что 7 февраля Верховная Рада Украины одобрила одно из двух предложенных новых названий для Днепропетровской области. Депутаты поддержали переименование региона в Сичеславскую область и отклонили законопроект, предусматривающий Днепровскую область в качестве нового названия.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки