Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Внесение изменений в процессуальное законодательство является определенным шагом на пути проведения судебной реформы. Рабочей группой по реформированию процессуального законодательства, которая создана Советом по вопросам судебной реформы при президенте Украины, разработаны проекты изменений в три процессуальных кодекса – Хозяйственный, Гражданский и административного судопроизводства.
Важно отметить, что на сайте Совета обнародованы только два проекта — изменения в Хозяйственный и Гражданский процессуальные кодексы. Что касается проекта изменений в Кодекс административного судопроизводства, то, по словам заместителя главы Администрации президента и координатора Совета по вопросам судебной реформы Алексея Филатова, обсуждение изменений в него планируется немного позже.
Основные вопросы, которые разрабатываются в рамках внесения изменений в процессуальное законодательство, — это эффективность судебного процесса, в т.ч. четкое разграничение юрисдикции судов разных специализаций (административных, хозяйственных и общих); внедрение эффективных механизмов предотвращения злоупотребления процессуальными правами; соблюдение стадийности судебного процесса и разумных сроков судебного разбирательства; расширение и усиление роли альтернативных способов разрешения споров; решение вопроса групповых (или «классовых») исков и другие вопросы, которые позволят уменьшить нагрузку на судебную систему.
Решается и вопрос практического внедрения принципов равенства, гласности, состязательности, а также принципов правовой определенности и окончательности судебных решений, в т.ч. совершенствования процедуры их пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам и передачи на новое рассмотрение кассационной инстанции. Не менее важной признаны гармонизация и унификация норм процессуального права в гражданском, хозяйственном и административном процессах, а также приведение их в соответствие со стандартами стран-членов Европейского Союза.
В свою очередь, судьи административных судов считают, что суть Кодекса административного судопроизводства состоит в защите права человека от произвола субъектов властных полномочий, поэтому унифицировать гражданское, хозяйственное и административное процессуальное законодательство категорически нельзя. В этих процессах абсолютно разные подходы к одним и тем же процедурным моментам и принципам судопроизводства, но главное — разные субъекты и предметы споров. Принцип административного права состоит именно в верховенстве права, а также в приоритете права частного лица перед субъектом властных полномочий. Именно приоритет частного лица должен быть предметом защиты в административном суде. Кроме этого, Кодекс административного судопроизводства выписан достаточно неплохо и даже может быть примером для других процессуальных кодексов. Ведь именно в нем, в ст. 8, впервые был закреплен принцип верховенства права, что позволяет применять практику Европейского суда по правам человека.
Более подробно о том, как проходит эволюция процессуальных изменений, и почему реформа административного судопроизводства требует отдельного обсуждения, читайте в статье «Унификация процесса».