Примечательно, как упущения законодателя, допущенные при разработке Закона «Об очищении власти», используются для того, чтобы избежать люстрации. В частности, согласно п. 9 ч. 1 ст. 2 Закона мероприятия по люстрации осуществляются и к руководителям государственных предприятий, которые принадлежат к сфере управления субъекта предоставления административных услуг. Некоторые министерства посчитали, что они не предоставляют административные услуги (хотя такие услуги они опосредованно предоставляют через подконтрольные им органы исполнительной власти и госпредприятия), поэтому проводить проверки им не нужно.
Стоит сказать, что вопрос о том, предоставляет орган исполнительной власти административные услуги или нет, вызывает немало споров. Министерство может быть указано в перечне таких субъектов в Реестре административных услуг, который ведет Министерство экономического развития и торговли согласно с постановлением Кабмина №57 от 30.01.2013, но фактически их не предоставлять, либо же наоборот.
Таким образом, хотя планом проведения проверок определен срок их проведения в отношении руководителей государственных предприятий, которые принадлежат к сфере управления субъекта предоставления административных услуг, с марта по май 2015 г., во многих министерствах они до сих пор не проведены. Выходит, при замене управленческого аппарата органов исполнительной власти, к примеру, не будут переназначены лица, от решений которых зависят целые отрасли – они будут оставаться на местах без прохождения даже элементарных исследований, по крайней мере, их доходов. Отметим, что таких госпредприятий, во главе которых стоят лица, не проходившие проверку, подведомственных, к примеру, одному только Министерству инфраструктуры, около трех десятков. И это несмотря не то, что согласно разъяснительному письму Минюста, «учитывая, что Закон, который является специальным, принят для защиты и утверждения верховенства демократических ценностей, права и прав человека в Украине, следует учитывать, что его действие распространяется без ограничений на всех лиц, которые занимают должности, указанные в ст. 2 Закона».
Более того, еще одной новеллой ухода от проведения проверки является понижение человека в должности. Скажем, в связи с проведением проверки в отношении руководителей предприятий на время проведения такой проверки лицо переходит на должность, проверка которой не предусмотрена Законом, и таким образом сохраняет место службы и работы, пусть и на другой должности.
Очевидно, законодательно регламентированная процедура проведения очищения власти столкнулась с украинскими реалиями, когда чиновники пытаются найти обходные пути во избежание проверки. И как показывает практика, не всегда прохождение госслужащим или работником местного самоуправления проверки согласно Закону и выявление расхождений в документах гарантируют его увольнение из системы.