Антикоррупционный суд в Украине: кто будет выбирать его судей

12:12, 24 октября 2017
Газета: 35-38 (404-407)
Что должен учесть законодатель при создании Антикоррупционного суда после вывода Венецианской комиссии.
Антикоррупционный суд в Украине: кто будет выбирать его судей
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Вячеслав Хрипун,
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»

Вокруг идеи создания Высшего антикоррупционного суда (ВАКС) уже не первый день идут горячие баталии. Всем интересно, как будут судить высокопоставленных чиновников, и будет ли для этого создан специальный «трибунал». Поэтому в случае запуска процесса отбора судей в Антикоррупционный суд внимание к нему обещает быть более пристальным, чем к конкурсу в Верховный Суд.

ВАКС вроде бы и вписали в новый Закон «О судоустройстве и статусе судей», но с некоторым «скрипом», что отчетливо демонстрирует отсутствие четких механизмов формирования его состава и перечня полномочий. Дело в том, что антикоррупционный суд стал предметом политического компромисса при принятии закона. Отсюда и такая неопределенность. Политические силы (в частности, «Самопомощь» и «Народный фронт») и общественники, которые активно ратовали за введение такого института, оказались не очень рады тому, что получили: закон хоть и предусматривает создание ВАКС, но откладывает его на неопределенное время, до принятия соответствующего специального закона.

Не так давно Венецианская комиссия (ВК) предоставила свой вывод по двум законопроектам об антикоррупционных судах в Украине. Она призвала Президента Украины незамедлительно представить свой проект закона о судах по борьбе с коррупцией, который должен основываться на рекомендациях ВК, а законопроект №6011 авторства Егора Соболева, Оксаны Сыроид, Мустафы Найема и др. отозвать (что они и сделали на прошлой неделе).

В частности, Венецианская комиссия отметила, что членами конкурсной комиссии по отбору в антикоррупционный суд не должны быть люди, которые назначаются Президентом, Верховной Радой и министром юстиции, как это было предусмотрено в проекте №6011.

После получения вывода ВК Президент Петр Порошенко призвал народных депутатов согласовать проект закона об антикоррупционном суде. Парламент должен создать рабочую группу, подготовить законопроект и подать его на согласование, после чего глава государства внесет документ в ВР как неотложный.

Примечательно, что в проекте Государственного бюджета на 2018 г. уже предусмотрена сумма, достаточная для создания и работы антикоррупционного суда — 36,92 млн грн.

Будут ли в Украине судить иностранцы?

Отметим, что еще летом 2016 г. «Transparency International Україна» и РПР при участии министра юстиции Павла Петренко, а также депутатов, которые впоследствии внесли законопроект №6011 (вице-спикера Верховной Рады Оксаны Сыроид, главы Комитета по вопросам борьбы с коррупцией Егора Соболева и др.), представили свою концепцию создания антикоррупционных судов и заявили, что готовый закон об антикоррупционном суде нужен, чтобы работа, проводимая НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратурой, имела логическое завершение. Авторы концепции привели в пример Индонезию и Гватемалу, где работают аналогичные суды.

Впрочем, в своих мнениях по поводу кадрового наполнения суда сторонники создания ВАКС разделились. Например, О. Сыроид назвала обязательным присутствие в ВАКС судей-иностранцев. По мнению вице-спикера, только так можно предохранить ВАКС от давления власти. «Украинский судья, который будет рассматривать дело, должен чувствовать поддержку, что он не один. Присутствие иностранных судей является внутренним ощущением безопасности, хотя бы относительной», — сказала она.

В свою очередь П. Петренко в 2016 г. был сторонником «смешанной» модели формирования кадров ВАКС. «Судьи должны быть гражданами Украины. Они должны пройти публичный конкурс, — заявил он. — Это наш суверенитет. Я убежден, что в Украине найдется несколько десятков или сотен достойных, честных и смелых судей, которые попадут в антикоррупционный суд». Министр сказал, что международные эксперты необходимы разве что для проведения прозрачного, независимого конкурса для назначения судей.

Впрочем, иностранные партнеры тогда не спешили соглашаться на финансирование оплаты труда и другие расходы для привлечения в ВАКС судей-иностранцев. А зарплаты у них немаленькие, в разы выше, чем у украинских коллег. В США зарплата судей начинается с $200 тыс. в год, в Англии составляет в среднем около 130 тыс. фунтов, в Нидерландах — 74 тыс., в Италии — 55 тыс. евро в год. Выше судейские зарплаты и в странах Восточной Европы. Например, в Польше судья получает в среднем 22 тыс. евро в год, а в Латвии и Литве — около 20 тыс.

В итоге сошлись на том, что судить в Украине будут граждане Украины. Впрочем, «иностранный элемент» все же будет присутствовать — в органе, который будет осуществлять отбор судей антикоррупционного суда.

Спецкомиссия для отбора в антикоррупционный суд

Предметом дискуссий является и вопрос, кто должен отбирать судей в ВАКС. Авторы законопроекта №6011 предлагали, чтобы их отбор проводила не Высшая квалификационная комиссия судей Украины, а новый орган — независимая конкурсная комиссия по избранию судей в антикоррупционные суды. Предлагалось, чтобы в состав этой комиссии вошли по 3 человека, назначенных Верховной Радой, Президентом Украины и Министерством юстиции. Но эта идея, как уже было сказано, была раскритикована Венецианской комиссией, поскольку несет в себе риски политического влияния на отбор.

Что сказала Венецианская комиссия

ВК отметила, что следует сохранить ключевые компоненты законопроекта №6011. В частности, о создании независимого ВАКС и апелляционной инстанции, судьи которой имеют безупречную репутацию и избираются на конкурсной основе прозрачным образом. При этом международным организациям и донорам, активно участвующим в поддержке программ борьбы с коррупцией в Украине, временно должна быть отведена решающая роль в органе, который будет подбирать специализированных судей по борьбе с коррупцией.

Таким образом, в состав конкурсной комиссии, которая будет отбирать судей в ВАКС и апелляционную инстанцию антикоррупционного суда, предлагается ввести иностранных экспертов.

Кроме того, ВК считает, что необходимо ввести дополнительные гарантии для обеспечения того, чтобы орган, принимающий решения в процессе назначения судей, был независим от исполнительной и законодательной власти. Это может быть достигнуто, например, путем предоставления Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) права выдвигать своих членов в конкурсную комиссию в дополнение к членам, предложенным международными донорами.

Впрочем, дополнительный орган можно и не создавать. Еще одним возможным вариантом, по мнению ВК, является включить в качестве «внебюджетных» членов ВККС экспертов, предложенных международными донорами, и дать им решающую роль в процедуре отбора.

Отметим, что ВАКС будет рассматривать коррупционные дела и в отношении судей. Как отмечает Венецианская комиссия, «если так будет, необходимо включить определенные особенности в общую процедуру назначения судей». Но больших отклонений от общей процедуры делать не стоит, чтобы не посеять сомнения о конституционности закона об антикоррупционном суде.

Роль Общественного совета добропорядочности

Как отмечено в заключении ВК, международное участие обеспечит доверие граждан к беспристрастности процесса. Такое участие невозможно заменить, даже отведя большую роль гражданскому обществу, например, предоставив Общественному совету добропорядочности право вето против предложенных в антикоррупционный суд кандидатов (отмечаются такие риски, как то, что члены ОСД могут иметь конфликт интересов).

Также в выводе ВК отмечается, что юрисдикция ВАКС и апелляционной инстанции должна соответствовать юрисдикции Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры с учетом требования о том, что юрисдикция судов точно определяется законом. Апелляционная инстанция должна быть фактически отделена от остального ВАКС в отношении ее кадрового состава. Кроме того, единообразное применение закона кассационными судами должно обеспечиваться Большой палатой нового Верховного Суда.

Специальные правила для дисциплинарных разбирательств в отношении антикоррупционных судей не являются необходимыми и должны быть устранены. Уровень вознаграждения таких судей должен быть пересмотрен — оно должно быть соизмеримо с возросшими требованиями к их положению, но не должно слишком сильно отличаться от вознаграждения «обычных» судей.

Кроме того, проект закона требует дальнейшего уточнения для обеспечения четких правовых рамок. В частности, надо приложить усилия для согласования проекта с существующим законодательством и, где необходимо, внести поправки в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей».

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді