Медицинское страхование в Украине: используют ли у Зеленского предыдущий опыт

18:16, 16 августа 2019
В течение последних четырех лет предлагалось пять законопроектов о медицинском страховании, но системный закон до сих пор не принят.
Медицинское страхование в Украине: используют ли у Зеленского предыдущий опыт
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Медицинское страхование является одним из рычагов повышения уровня медицины в стране, однако система обязательного медицинского страхования еще не введена. Сегодня действует добровольное медицинское страхование — один из видов страхования, который обеспечивает возможность полной или частичной выплаты средств за предоставление медицинских услуг. Тем не менее, самостоятельно граждане страховки оформлять не спешат. Причин может быть несколько: некоторые не верят, что будет выплачена компенсация, другим не по карману страховка, а возможно, страховой рынок к работе с физлицами не готов.

О том, что определенность в этом вопросе может появиться, свидетельствует заявление советника Президента Украины Владимира Зеленского, № 18 в партийном списке «Слуги народа» Михаила Радуцкого о планах ввести модель страховой медицины за два года.

Трансформация медицинской реформы в части введения обязательного медицинского страхования требует длительного времени, однако удастся ли ввести эту систему – неизвестно. Ведь в течение последних четырех лет  было предложено пять законопроектов о медицинском страховании, и ни один из них так и не был принят.

Мировой опыт развития страховой медицины

Если обратиться к мировой практике, то впервые систему обязательного медицинского страхования внедрил Отто фон Бисмарк в 1883 году. Суть этой системы заключается в том, что все работающие вносят деньги в общую (так называемую больничную) кассу, а из нее оплачивается лечение и содержание пациентов. Для этой системы характерны: децентрализованное финансирование; возможность выбора фондов медицинского страхования населением и работодателями; наличие конкуренции между фондами и службами; большое внимание со стороны фондов по контролю за качеством и расходами; разделение государственных, финансирующих органов и поставщиков служб; широкие разновидности обеспечения мер по привлечению клиентов.

В мировой практике государственная медицина, как правило, имеет смешанную систему финансирования с преобладанием одной модели. Яркими примерами являются США, Германия, Франция, Япония, Корея, которые смогли развить внутригосударственную модель страховой медицины на высоком уровне.

Внедрение страховой медицины в Украине

Инициативы по реформированию медицинской сферы не являются новыми. С 2015 года в Верховной Раде зарегистрировано 5 законопроектов по развитию страховой медицины в Украине.

В частности, авторы законопроектов никак не могли договориться, кто же примет руководство фондом, аккумулирующим страховые деньги, и на основе каких алгоритмов их распределять.

30 июля 2015 года народный депутат Андрей Шипко выступил инициатором законопроекта № 2462а «Об общеобязательном медицинском страховании».

Согласно законопроекту, медицинскому страхованию подлежали все граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях. Это касалось как работающих на общих основаниях лиц, так и тех, кто находится на выборных должностях. В отдельных случаях (неработающие, дети, инвалиды и т.д.) допускалась возможность бюджетных назначений из госбюджета на страхование таких лиц. Предлагался перечень страховых случаев и страховых рисков, при наступлении которых оказывалась медицинская помощь по общеобязательному социальному медицинскому страхованию.

Законопроект так и не был принят. Через год, 14 июля 2017 года, в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 4981 «Об общеобязательном социальном медицинском страховании в Украине» (А. Шипко, Б. Розенблат, М. Поляков), а также два альтернативных к нему законопроекта: проект закона № 4981-1 «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании» (А. Мусий) от 18.07.2016 г. и проект закона «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании в Украине» № 4981-2 (О. Богомолец) от 02.08.2016 г.

Названные законопроекты предлагали похожие системы медицинского страхования, но каждый из них имел свои особенности. Разница между законопроектами заключалась в статусе и субъекте, который будет страховщиком, круге страхователей и застрахованных лиц, порядке формирования и размере страхового платежа, источниках формирования средств для общеобязательного государственного медицинского страхования.

Законопроектом № 4981 планировалось установить единый страховой платеж. Предусматривалось, что страховщиками могут быть зарегистрированы в установленном порядке финансовые учреждения, созданные в форме акционерных обществ, получивших лицензию на осуществление обязательного социального медицинского страхования. Размер страхового платежа устанавливался Верховной Радой по представлению Кабинета министров ежегодно в законе о Государственном бюджете Украины.

Что до источников формирования средств системы обязательного социального медицинского страхования, то законопроектом предусматривались ассигнования в государственном бюджете Украины для финансирования медицинского обслуживания населения на соответствующий год; страховые взносы страхователей; средства страховых резервов.

Согласно положениям законопроекта № 4981-1, страхователем является Фонд медицинского страхования Украины,  который создается как некоммерческая самоуправляемая организация, действующая на основании устава, который утверждается ее правлением. Источниками формирования средств общеобязательного государственного социального медицинского страхования являлись страховые взносы, средства государственного и местных бюджетов, средства, поступившие от уплаты штрафов, наложенных за нарушение норм данного закона, а также благотворительные и добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и физических лиц.

В альтернативном законопроекте № 4981-2 страховщиком был определен Фонд общеобязательного социального медицинского страхования с отделениями в областях и г. Киеве. Законопроектом предусматривалось, что  правоотношения между всеми участниками (страхователями, страховщиками, застрахованными, учреждениями здравоохранения) должны быть на договорной основе. Источником формирования средств для общеобязательного государственного социального медицинского страхования являлись страховые взносы, средства из  государственного и местных бюджетов, а также средства, поступившие от уплаты штрафов за нарушение норм этого закона.

В 2018 году 4 октября был внесен законопроект № 9163 «О финансировании здравоохранения и общеобязательном медицинском страховании в Украине». По словам его инициатора, Андрея Шипко, в законопроекте учитывается закон о государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания. Как отметил бывший депутат, «в нем четко определено, за что отвечает государство и что оно должно финансировать за счет бюджета».

Проектом закона предлагалось создать качественную новую систему финансирования, которая должна предоставить в распоряжение системы здравоохранения дополнительные и достаточные финансовые ресурсы. А также установить соответствующие правила и финансовые принципы для поставщиков медицинских услуг, которые смогут обеспечить равный доступ всех граждан к медицинским услугам надлежащего качества.

Предлагалась доступность, качество и безопасность необходимой медицинской помощи, уменьшение бремени личных расходов граждан на медицинские услуги и их справедливое распределение.

Отдельно стоит также отметить, что 19 октября 2017 года депутатами Верховной Рады Украины был принят Закон Украины № 6327 «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарств», который является своеобразным «плацдармом» для введения обязательного медицинского страхования. В переходных положениях закона определено, что Кабинет министров должен проработать вопрос о введении общеобязательного государственного социального медицинского страхования.

Исходя из вышеизложенного, основными целями внедрения медицинского страхования являются безопасность в плане рисков со стороны пациента и врача, обеспечение комплексного подхода к лечению пациента, контроль качества лечения, а также улучшение уровня медицины в целом.  

Стратегия и модель развития медицины

Одной из причин того, что медицинское страхование полноценно так и не было принято, является отсутствие единой модели развития.

Для развития медицинской отрасли, в том числе медицинского страхования, нужно выбрать модель Бисмарка, которая предусматривает солидарную ответственность государства и гражданина, — так считает Радуцкий.

«Первое, что должно быть и непременно будет сделано, — это утверждение национальной стратегии развития системы здравоохранения. В ней будет четко расписано, что следует выполнить в первый, пятый, десятый год», — подчеркнул Михаил Радуцкий в интервью газете «Ваше здоровье».

Также советник Президента отметил, что для достижения высокого уровня медицины важна правильная и грамотная стратегия. «Национальную стратегию обычно планируют на 30 лет и утверждают на самом высоком уровне для того, чтобы следующий министр или иной государственный чиновник не сказал: забудьте, перечеркните, все будет иначе. Так мы никогда не достигнем намеченной цели, какой бы правильной и желанной она ни была», — обосновал он свою точку зрения.

О перспективах принятия соответствующих законопроектов парламентом 9-го созыва говорить еще рано. Но следует отметить, что в программе парламентского большинства — партии «Слуга народа» — достаточно четко прописан пункт о внедрении обязательного медицинского страхования в Украине.

Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, какие изменения предлагают врачи и новые депутаты в медицинской реформе.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Дячук
    Сергій Дячук
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Черняк
    Юлія Черняк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді