Быть ли сокращенной процедуре назначения судей местных и апелляционных судов: что обсуждал Комитет

12:15, 21 сентября 2020
Пополнятся ли апелляционные суды победителями конкурса в Верховный Суд, а местные – участниками конкурса в апелляции.
Быть ли сокращенной процедуре назначения судей местных и апелляционных судов: что обсуждал Комитет
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Как уже писала «Судебно-юридическая газета», 18 июня 2020 года народные депутаты-члены Комитета ВР по вопросам правовой политики, включая его председателя Андрея Костина, зарегистрировали законопроект об изменениях в Закон «О судоустройстве и статусе судей» относительно порядка назначения на должность судьи местного, апелляционного суда по специальной (сокращенной) процедуре № 3691.

Необходимость принятия обосновывается кадровым голодом в судах и чрезмерной нагрузкой на судей из-за этого. Авторы предлагают ввести новую процедуру кадрового обновления судейского корпуса за счет лиц, подтвердивших способность осуществлять правосудие в судах высшего уровня.

Так, предлагается предусмотреть специальную (сокращенную) процедуру назначения судей местных и апелляционных судов из числа лиц, принимавших участие в конкурсах на занятие вакансий.

В местные суды предлагается упростить доступ тех, кто принимал участие в конкурсах на судей апелляционных судов. А в апелляционные суды отправить победителей конкурса в Верховный Суд.

«В пределах конкурсов, объявленных ВККС 7 ноября 2016 и 2 августа 2018 на занятие вакантных должностей судей кассационных судов в составе Верховного Суда, по результатам квалификационного оценивания подтвердили способность осуществлять правосудие на должностях судей кассационных судов в составе Верховного суда – 499 кандидатов, из которых Президентом Украины на должность судей Верховного Суда назначено – 193 кандидата.

Кроме того, согласно сведениям, размещенным на сайте ВККС, для участия в объявленном 9 августа 2019 конкурсе на замещение 346 вакантных должностей судей в апелляционных судах обратились 2208 кандидатов, в отношении которых должно быть проведено квалификационное оценивание. Многие из кандидатов будут признаны такими, что подтвердят способность осуществлять правосудие в должности судьи апелляционного суда, но по рейтингу не будут рекомендованы для назначения на должность судьи апелляционного суда. Зато, благодаря предложенной проектом процедуре, смогут принять участие в назначении на вакантные должности судей местных судов», - считают авторы.

Вместе с тем в Высшем совете правосудия выступили против этого законопроекта.

«Введение сокращенной процедуры назначения на определенные должности судей, то есть проведение параллельного конкурса, может создать неравные условия для кандидатов, приведет к изменению порядка и условий проведения конкурса, который уже начат», - отметили в ВСП. 

Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики 2 сентября обсудил данный законопроект. Правда, без дискуссии не обошлось.

«Были проведены два конкурса в Верховный Суд, есть кандидаты, которые полностью прошли все конкурсные процедуры и были признаны такими, что могут работать в Верховном Суде. Но они не попали на то место в рейтинге, которое позволяло бы назначить их судьями Верховного Суда.

Более того, есть люди, которые полностью прошли все процедуры в обоих конкурсах, т. е. подтвердили и профессиональный уровень, и добропорядочность, но не попали в финальный рейтинг.

Первоначальная идея заключалась в том, чтобы такие люди, которые полностью профессионально подготовленны и подтвердили свою добропорядочность на таком высоком уровне, могут при желании быть назначены по сокращенной процедуре судьями апелляционных судов (или же судьями первой инстанции при соблюдении определенных условий)», - отметил Андрей Костин.

Коллеги-соавторы поддержали его, отметив, что законопроект нужно внести в повестку дня, и затем в режиме живого обсуждения уже поднимать этот вопрос на пленарном заседании.

В свою очередь, народный депутат, экс-судья Денис Маслов ответил, что «этот законопроект ставит в неравенство тех кандидатов, которые могут быть назначены, согласно этому законопроекту, на должности судей апелляционных инстанций и местных судов».

«По результатам отбора в Верховный Суд у нас осталось, если я не ошибаюсь, где-то около трехсот кандидатов, соответствующих требованиям к судье, но по рейтингу они не прошли на должность судьи Верховного Суда. И мы будем заполнять эти вакансии, фактически выбирая среди трехсот. И это, собственно, дискриминация тех судей, которые на сегодняшний день работают в местных судах, только надеясь, единственное, чем живут, на то, что они перейдут в суд апелляционной инстанции. Фактически мы их устраняем от этого конкурса и предоставляем почему-то прерогативу тем кандидатам, которые участвовали в конкурсе Верховного Суда», - подчеркнул Маслов.

С ним категорически не согласился член Комитета Николай Стефанчук.

«Давайте будем исходить объективно. Происходят у нас на сегодня быстрые эффективные отборы в суды апелляционной инстанции? Нет. И мы сейчас стоим на очень банальной стезе. У нас есть проблема, у нас есть большие недоборы.

И если взять простую аналогию, которая будет понятна, у нас есть вакансия учителя физкультуры в школе, на которую уже готов прийти доцент кафедры, мастер спорта международного класса, а мы будем сидеть и ждать выпускника бакалаврата физкультурного факультета.

У нас будут вакансии. И судьи первой инстанции в любом случае будут участвовать в этих конкурсах и они будут заходить в эти отборы. Но на сегодня кадровый дефицит, сложный кадровый дефицит, который нуждается в поддержке. Давайте дадим возможность этим людям зайти, поддержать нашу судебную систему для того, чтобы она более эффективно работала.

На мой взгляд, сейчас мы просто должны принять решение включить этот законопроект и открыть для него широкое обсуждение, чтобы все могли высказаться и в рамках парламента, и за его пределами», - подчеркнул народный депутат Николай Стефанчук.

В свою очередь, народный депутат Сергей Соболев отметил, что «двумя руками подписался бы под этим законопроектом, как бы не почитал жалобы тех, кто был исключен из конкурса и по каким причинам».

«Если бы это были объективные экзамены, которые устанавливают профессиональную способность судьи будущего, который сдает экзамены через компьютер. Вам напомнить, как менялись по ходу правила игры? Когда после двух конкурсов, которые происходили, вдруг изменились правила игры и уже собеседование значило больше, чем ваши профессиональные знания», - отметил он.

Глава ГСА Зеновий Холоднюк отметил, что на данный момент в Украине по местным и апелляционным судам из 7039 должностей судей по штату заполнено немногим больше, чем на 5300. Около 2000 вакансий.

При этом, учитывая научно обоснованные нормативы нагрузки, в Украине необходимо 9000 судей.

Также, по его словам, около тысячи человек прошли все необходимые процедуры, но без ВККС не могут двигаться дальше. 

Поскольку члены Комитета так и не нашли консенсуса, в итоге было решено направить данный законопроект 3691 на обсуждение профильного подкомитета.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе важнейших событий.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді