Конкурс на вакансию в Конституционный Суд и новые члены ВСП: как провести спецпроверку

16:14, 16 ноября 2020
Можно ли провести относительно кандидатов в КСУ и Высший совет правосудия полноценную специальную проверку.
Конкурс на вакансию в Конституционный Суд и новые члены ВСП: как провести спецпроверку
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Начался повторный конкурс на вакансию судьи Конституционного Суда Украины, а также близится съезд судей, на котором могут избрать новых членов Высшего совета правосудия.

Однако ввиду решения Конституционного Суда Украины №13-р/2020 от 27 октября относительно полномочий НАПК возникает вопрос о том, возможно ли провести относительно кандидатов в КСУ и Высший совет правосудия полноценную специальную проверку.

Так, Верховная Рада 16 ноября опубликовала объявление о начале приема предложений депутатских фракций и групп относительно кандидатов на должность судьи КСУ.

«В связи с представлением Комитета ВР по вопросам правовой политики информируем о начале конкурса для отбора кандидатур на должность судьи Конституционного Суда Украины и приеме предложений депутатских фракций (депутатских групп) относительно кандидатов.

Право представления предложений по кандидату может реализовать также группа внефракционных народных депутатов Украины в количестве не меньшем количественного состава наименьшей депутатской группы.

Депутатская фракция (депутатская группа), группа внефракционных народных депутатов представляет в течение 30 календарных дней со дня объявления о начале приема предложений депутатских фракций (депутатских групп) в Комитет по вопросам правовой политики предложение относительно кандидата на должность судьи КСУ вместе с заявлением лица, а также другими документами, предусмотренными Законом Украины «О предотвращении коррупции» для проведения специальной проверки», — отмечается в объявлении.

Напомним, на данный момент в КСУ 2 вакансии по квоте Верховной Рады. Вакансии образовались после того, как в 2019 году свои должности покинули судьи КСУ Николай Мельник (по собственной воле) и скандально известный экс-глава Станислав Шевчук, которому коллектив высказал недоверие. Парламент долгое время не рассматривал вопрос о заполнении вакансий, хотя кандидаты были известны.

Наконец, 6 ноября Верховная Рада Украины приступила к этому вопросу. Впрочем, результата это не дало. Ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов. Стоит отметить, что голосование проводилось только по одной вакансии (на место Станислава Шевчука). Что касается второй, то вопрос так и не был вынесен на рассмотрение зала. Теперь на вакансию Шевчука проводится повторный конкурс.

Впрочем, согласно ст. 208-4 Закона «О Регламенте Верховной Рады Украины» кандидаты на кресло судьи КСУ в рамках конкурса должны пройти специальную проверку:

«…Документи кандидата на посаду судді Конституційного Суду України, який відповідає таким вимогам, комітет, до предмета відання якого належать питання правового статусу Конституційного Суду України, подає до Апарату Верховної Ради для організації проведення спеціальної перевірки щодо цього кандидата.

Апарат Верховної Ради у триденний строк після отримання від центрального органу виконавчої влади, що реалізує державну політику у сфері державної служби, інформації про результати спеціальної перевірки передає до комітету, до предмета відання якого належать питання правового статусу Конституційного Суду України, довідку про результати спеціальної перевірки.

Після отримання довідки про результати спеціальної перевірки щодо всіх кандидатів на посаду судді Конституційного Суду України комітет, до предмета відання якого належать питання правового статусу Конституційного Суду України, проводить співбесіди з кандидатами, які пройшли спеціальну перевірку.

…Комітет, до предмета відання якого належать питання правового статусу КСУ, подає на розгляд Верховної Ради щодо кожного кандидата на посаду судді КСУ рекомендацію, довідку про результати спеціальної перевірки та інші документи, подані кандидатом.

  1. Усі документи (крім інформації з обмеженим доступом), зазначені в абзаці сьомому частини шостої цієї статті, надаються народним депутатам не пізніш як за три дні до розгляду Верховною Радою відповідного питання».

Аналогично Закон о КСУ предусматривает, что относительно кандидатов на вакансии проводится специальная проверка:

«…5. Стосовно осіб, які претендують на зайняття посади судді Конституційного Суду, за їх письмовою згодою проводиться спеціальна перевірка в порядку, встановленому Законом України «Про запобігання корупції».

Норма статьи 57 Закона «О предотвращении коррупции» предусматривает, что специальная проверка включает в себя проведение проверки НАПК сведений о наличии в Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения, сведений о кандидате, а также достоверности сведений, указанных лицом в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, за прошлый год.

И хотя соответствующая норма статьи 57 не признана КСУ неконституционной, утратили силу иные положения Закона «О предотвращении коррупции», которые относили к полномочиям НАПК осуществление контроля и проверки деклараций субъектов декларирования, хранения и обнародования таких деклараций, проведение мониторинга образа жизни субъектов декларирования.

Также признаны неконституционными часть вторая статьи 13-1 Закона, согласно которой основными задачами уполномоченных подразделений (уполномоченного лица) НАПК является проверка факта представления субъектами декларирования деклараций; статья 48 «Контроль и проверка деклараций» и пр.

С полным перечнем признанных неконституционными полномочий НАПК можно ознакомиться по ссылке

Кроме того, в своем решении № 13-р/2020 от 27 октября «Конституційний Суд України наголошує, що будь-які форми та методи контролю у вигляді перевірок, моніторингу тощо функціонування та діяльності судів і суддів повинні реалізовуватись лише органами судової влади та виключати створення таких органів у системі як виконавчої, так і законодавчої влади».

Таким образом, на данный момент остается открытым вопрос, каким образом можно полноценно выполнить норму закона относительно проведения НАПК специальной проверки кандидата на должность судьи КСУ.

Аналогичный вопрос, к слову, остается и к кандидатам на должность членов Высшего совета правосудия, которых в начале декабря может назначить съезд судей Украины.

Ведь хотя в ст. 56 Закона «О предотвращении коррупции» и сказано, что организация спецпроверки кандидатов в ВСП возлагается на сам секретариат ВСП, однако одним из органов, который должен дать свое заключение по результатам проведенной спецпроверки, является НАПК (согласно той же статье 57).  

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий. 

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Дячук
    Сергій Дячук
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Черняк
    Юлія Черняк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді