Приняты законы о защите прав и законных интересов заёмщиков валютных кредитов

11:50, 14 апреля 2021
Верховная Рада Украины приняла законы, направленные на защиту прав заёмщиков валютных кредитов, законами вводятся различные механизмы, позволяющие защитить интересы заёмщиков кредитов в иностранной валюте и приблизиться к решению проблемы с такими кредитами.
Приняты законы о защите прав и законных интересов заёмщиков валютных кредитов

13.04.2021 года, Верховная Рада Украины, на внеочередном пленарном заседании, приняла три законопроекта, направленных на защиту прав и законных интересов заёмщиков валютных кредитов.  

Это Законы Украины:

  • «О внесении изменений в раздел IV «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О потребительском кредитовании» (относительно кредитов, предоставленных в иностранной валюте) № 4475 от 9.12.2020 года;
  • «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте и адаптации процедур неплатежеспособности физических лиц» № 4398 от 18.11.2020 года;
  • «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте и адаптации процедур неплатежеспособности физических лиц» № 4399 от 18.11.2020 года.

Авторами вышеуказанных законопроектов являются народные депутаты, входящие в состав Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.

История вопроса

Проблема заёмщиков кредитов в иностранной валюте возникла «не вчера». Некоторые кредитные истории граждан, которые заключили с банками договора о кредитовании в иностранной валюте, берут своё начало ещё в 2008 году. Общеизвестными фактами являются несколько «волн» Мирового Финансового Кризиса, Оккупация территории АР Крым и части Донецкой и Луганской областей, и соответственно, экономическая и финансовая нестабильность, резкие колебания национальной валюты Украины гривны, что привело к неспособности выплат гражданами кредитов, взятых ими в иностранной валюте.

Цели и задачи разработки законопроектов

Вышеупомянутые законопроекты объединены общей целью – защита прав и законных интересов граждан-заёмщиков по кредитам в иностранной валюте от недобросовестных действий кредиторов. Согласно пояснительным запискам к законопроектам, банки, осуществлявшие выдачу кредитов, как де-юре, та и де-факто, переложили риски наступления и последствий форс-мажорных обстоятельств на заёмщиков. При этом, не для кого не секрет, что граждане имеют в разы меньшую финансовую устойчивость, чем кредиторы (банки). Именно поэтому, народные депутаты хотят оказать такой категории граждан максимально возможную, в данной ситуации поддержку. Особенно, по словам авторов законопроекта, в такой поддержке нуждаются граждане, которые брали кредитные средства на покупку жилья и на данный момент такое жильё является их единственным.

Суть предложений, изложенных в  законопроектах  № 4475 и № 4398

Прежде всего, законодатели считают, чтобы сдвинуть процессы с «мёртвой точки», необходимо навести порядок самой реструктуризацией долговых обязательств. Предлагается, что реструктуризация непогашенных кредитных обязательств будет происходить согласно закону, а не договору. В процессе реструктуризации все кредиты в иностранной валюте будут пересчитаны в гривне по курсу НБУ на день реструктуризации.

Во-вторых, будет проведено полное списание неустойки (виде пени и штрафов), а уже уплаченные сумы неустойки будут зачисляться в счёт погашения тела кредита.

В-третьих, процентную ставку за пользование кредитом, которая применялась до реструктуризации,  планируется пересмотреть следующим образом: половина размера украинского индекса ставок по двенадцатимесячным депозитам физических лиц в соответствующей иностранной валюте, а для периодов, когда такого индекса еще не было (в 2011 году впервые было рассчитано значение украинского индекса ставок по депозитам физических лиц) - половина учетной ставки Национального банка Украины; суммы процентов, уплаченных к моменту реструктуризации сверх того, в ходе реструктуризации зачислить на погашение «тела» кредита и не уплаченных процентов за пользование кредитом. После реструктуризации установить ставку за пользование кредитом в размере украинского индекса ставок по двенадцатимесячным депозитам физических лиц в гривне (применяется последнее значение индекса, установленное на момент начала календарного дня, в который проводится реструктуризация), увеличенного на один процент.

Кроме того, депутаты считают необходимым предусмотреть возможность досрочного погашения кредита. Также, предусмотрено уменьшение суммы кредита, если кредит был продан по договору переуступки долга за меньшую сумму, чем общий долг по нему.

Прямые запреты для кредитора

Законопроектом предусмотрено установление прямых запретов кредитору действовать определённым образом, а именно:

  • обращение принудительного взыскания на жилую недвижимость должника;
  • запрет кредитодателю оформлять ипотечное жилье в свою собственность, продавать ипотечное жилье третьим лицам на основании договора об удовлетворении требований ипотекодержателя или соответствующей оговорки в ипотечном договоре.

Такие запреты авторы законопроектов разработали в связи с тем, что лишение кредитором должника жилья (особенно единственного), может создать реальную угрозу жизни и здоровью гражданина, а также членов его семьи.

Больше всего поправок и предложений, поступило в Комитет  во время обсуждения законопроекта № 4475–170. Из них, учтено 87, отклонено – 83. Дискуссионным так и остался вопрос  о площади жилья, на которое может быть обращено взыскание по кредитному договору. В то же время, народные депутаты поддержали поправку 16. Эта поправка предлагает, в целях реструктуризации задолженности, оставить те же самые нормы, которые предусмотрены в моратории на взыскание жилого имущества, которое выступает залогом по кредитам (140 квадратных метров для квартир и 250 квадратных метров - для частных домов).

Также, со значительными спорами обсуждался вопрос о процентных ставках за пользование кредитом, применяемых при реструктуризации долга. В одном из своих выступлений, с трибуны Верховной Рады, народный депутат Нина Южанина, резко раскритиковала отдельные нормы законопроекта, назвав их популистскими. Так, в частности идёт речь о курсах валют и процентах, пересчитанных для реструктуризации по валютным кредитам.

Исходя из того, что известно, в решении Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, предлагается пересчитать процентную ставку за пользование кредитом, как, половину размера украинского индекса ставок по двенадцатимесячным депозитам физических лиц в соответствующей иностранной валюте, а для периодов, когда такого индекса еще не было (в 2011 году впервые было рассчитано значение украинского индекса ставок по депозитам физических лиц) - половина учетной ставки Национального банка Украины.  Если это произойдёт так, как это видит Комитет, по словам Нины Южаниной, появится опасность обрушения банковской системы страны в связи с тем, что по состоянию на сегодня, ставки по валютным депозитами очень низкие. Кроме того, граждане уже выплатили часть сумм по кредитам. И в результате, исходя из сказанного, банки ещё будут обязаны доплатить заёмщикам.

Также, народный депутат Южанина призвала коллег–депутатов отменить продление моратория на обращение взыскания на имущество заёмщиков, которое предоставлено в качестве обеспечения по кредиту. Нина Южанина прогнозирует, что, если её не услышат, банки обратятся в Национальный Банк Украины и к Президенту Украины, с тем, чтобы Владимир Зеленский ветировал закон.

Законопроектом № 4398 предусматривал особые нормы, которые начнут действовать после открытия процедуры неплатёжеспособности физического лица. Во время подготовки законопроекта ко второму чтению, в профильный Комитет поступило 39 предложений и поправок. Из них, учтено, в том числе частично и редакционно - 25, отклонено – 14. Кроме того, во время обсуждения на заседании Комитета, было наработано 4 новых предложения. Так, например, депутаты–члены Комитета, в качестве предлагают предоставить заёмщику 2 месяца для обращения в суд, в случае если может быть открыта процедура по обращению взыскания на залоговое имущество.

Кроме того, прорабатывались различные подходы к законодательному закреплению формулы реструктуризации кредитного обязательства. Первый - когда сравнивается возвращенная основная сумма и общая сумма кредита. Второй - когда в числителе указываются все уплаченные по кредиту платежи, включая проценты, а в знаменателе - общая стоимость кредита, согласно Закону «О потребительском кредитовании».

Если говорить в целом, проект закона предлагал законодательное закрепление возможности должника, если ипотечное жильё у него является единственным, подать заявление об открытии процедуры неплатёжеспособности  без определения лица арбитражного управляющего, отметив, что проект плана реструктуризации должен быть согласован единственным обеспеченным кредитором в порядке предусмотренным настоящим пунктом Заключительных и переходных положений Кодекса Украины по вопросам банкротства и в таком случае Хозяйственный суд утверждает план реструктуризации без применения ст. 126 этого Кодекса, при условии соответствия плана реструктуризации требованиям этого пункта.

Кроме того, в случае недостаточности доходов должника для выполнения условий реструктуризации и жительства должника в квартире, площадь которой не превышает 60 квадратных метров или жилая площадь такой квартиры не превышает 13,65 квадратных метров на каждого члена семьи должника, или проживания должника в жилом доме, площадь которого не превышает 120 квадратных метров, по решению хозяйственного суда может быть установлена ​​минимальная сумма ежемесячного выполнения плана реструктуризации. Обязательства по доказыванию недостаточности доходов возлагается на должника. Рыночная стоимость имущества, находящегося в собственности или в общей совместной собственности должника, не являющегося обеспечением по кредиту, подлежащему реструктуризации, и на которое может быть обращение взыскание, считается доходом должника.

Хотелось бы отметить, что, также, в законопроекте № 4398 предусмотрено ещё одно принципиально новое полномочие Хозяйственного Суда. В случае если должник не имеет финансовых возможностей погашать требования обеспеченного кредитора на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, суд по ходатайству должника устанавливает минимальную сумму ежемесячного выполнения плана реструктуризации до момента полного погашения реструктурированного обязательства, или переходит к следующей процедуре, установленной Кодексом.

Проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте и адаптации процедур неплатежеспособности физических лиц» № 4399 от 18.11.2020 года, разрабатывался с целью усовершенствования подходов к вопросам налогообложения налогами на прибыль предприятий, доходы физических лиц операций, связанных с прощением долга (кредита) физическим лицам, реализации имущества по договорам ипотеки, обеспечивающих кредит, предоставленный физическому лицу в иностранной валюте.

При подготовке законопроекта ко второму чтению, в Комитет поступило 20 правок и предложений. Подкомитет предложил учесть, в том числе частично и редакционно 7 предложений и поправок, 13 – отклонить.

В частности, конкретизированы понятия «безнадежная задолженность», доработан определение понятия «дополнительное благо для физических лиц», доработан нормы об освобождении от налогообложения суммы, на которые уменьшены долг физического лица путем проведения реструктуризации обязательств, предусмотренных кредитным договором.

Исключена норма об отсутствии налогообложении дохода, полученного от отчуждения жилой недвижимости в результате обращения взыскания банками на такое имущество по договорам ипотеки, обеспечивающих кредит в иностранной валюте, поскольку этот вопрос уже урегулирован в действующем законодательстве.

Теперь же, остаётся ждать, когда законы реально заработают. Только тогда можно буде оценивать реальный результат.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Что означает налоговая амнистия для граждан: комментируют народные депутаты
Что означает налоговая амнистия для граждан: комментируют народные депутаты
Loading...
Сегодня день рождения празднуют
  • Андрій Іванов
    Андрій Іванов
    суддя Ужгородського міськрайонного суду Закарпатської області
  • Галина Бондаренко
    Галина Бондаренко
    суддя Голосіївського районного суду міста Києва
  • Ольга Кролевець
    Ольга Кролевець
    суддя Касаційного господарського суду у складі Верховного Суду
  • Сергій Стефанишин
    Сергій Стефанишин
    суддя Хмельницького міськрайонного суду Хмельницької області
загрузка...