«Нам не нужны суррогаты статуса кандидата в ЕС, которые демонстрируют второсортное отношение», — реакция Кулебы на предложение европейских политиков

13:15, 19 мая 2022
Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба отреагировал на то, что предлагают Украине вместо полноценного членства в ЕС: «Нам не нужны суррогаты статуса кандидата в ЕС, которые демонстрируют второсортное отношение к Украине и задевают чувства украинцев».
«Нам не нужны суррогаты статуса кандидата в ЕС, которые демонстрируют второсортное отношение», — реакция Кулебы на предложение европейских политиков
Источник фото: novynarnia.com
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

19 мая глава МИД Украины Дмитрий Кулеба опубликовал в своем Твиттер резкое заявление по поводу обсуждения альтернатив для Украины вместо членства в ЕС.

«Стратегическая неопределенность в отношении европейской перспективы Украины, практикуемая некоторыми столицами ЕС в последние годы, потерпела неудачу и должна прекратиться. Это только воодушевило Путина.

Нам не нужны суррогаты статуса кандидата в ЕС, которые демонстрируют второсортное отношение к Украине и задевают чувства украинцев», - написал Кулеба.

Что этому предшествовало

Дело, очевидно, в том, что Президент Европейского Совета Шарль Мишель сказал в своем выступлении на пленарном заседании Европейского экономического и социального комитета 18 мая.

По сути, Шарль Мишель поддержал идею президента Франции Эммануэля Макрона о создании европейского политического сообщества, в которое бы вошли страны, желающие вступить в ЕС, включая Украину.

То есть, предложил таким странам альтернативу вместо полноценного членства в ЕС.

При этом, по словам Шарля Мишеля, если страна отступит от верховенства права или прав человека, некоторые из ранее приобретенных преимуществ могут быть отозваны на основании объективных критериев.

Ниже приводим отрывок из речи Президента Европейского Совета:

«Недавно бывший премьер-министр Энрико Летта или президент Французской Республики Эммануэль Макрон обсуждали свои идеи относительно расширения и отношений с нашими соседями. И эта тема, естественно, затрагивается и на конференции о будущем Европы.

Я хотел бы поделиться с вами некоторыми убеждениями, и я собираюсь рассказать вам, как я намерен организовать эти дебаты в ближайшие недели, в начале работы Европейского совета.

Во-первых, расширение. Убежден, что мы должны стремиться сделать этот процесс более эффективным и живым. Мы должны осознавать: сегодня этот процесс — игра с нулевой суммой. Это «все или ничего». Это порождает большое количество разочарований с обеих сторон, фрустрацию, которые всегда являются плохими составляющими, когда вы хотите вызвать доверие. Прошло 19 лет с тех пор, как в Салониках встретившиеся там европейские лидеры взяли на себя обязательства по расширению за счет Западных Балкан. Переговоры о расширении затягиваются, иногда по уважительным причинам, иногда по плохим причинам. И вот уже несколько недель на нашем столе лежат запросы из Украины, Молдовы и Грузии.

Поэтому я хочу сказать это откровенно, спонтанно. Настало время «свернуть за угол» и создать новый импульс для поощрения реформ и продвижения европейской интеграции. Я думаю, что этот процесс должен быть более быстрым, более постепенным и обратимым. Мы должны быть в состоянии, на мой взгляд, предложить нашим партнерам конкретные социально-экономические преимущества в ходе переговоров о присоединении, не дожидаясь их окончания.

Решение, на мой взгляд, могло бы заключаться в прогрессивной и постепенной интеграции в процессе присоединения. Больше для большего. Например, когда страна соответствует необходимым стандартам в той или иной отрасли, ее можно призвать к активному участию с правом совещательного голоса в работе Совета министров в соответствии с повесткой дня и включенными в нее темами.

Рассматриваемая страна также может быть постепенно интегрирована в повседневную деятельность Европейского Союза, поскольку ее соответствие acquis подтверждается, например, в определенных секторах внутреннего рынка, в зоне юрисдикции Европейского Союза или даже общего рынка, как я только что упомянул, энергетики.

И когда страна достигнет определенных показателей, она, на мой взгляд, может выиграть от доступа к программам, к европейскому финансированию, которое дает конкретные, видимые, ощутимые преимущества для ее граждан.

«Постепенно» означает пропорционально, контролируемым образом. Более того, в этот процесс должен быть интегрирован и принцип обратимости.

Это значит, что если бы был, не будем загадывать наперед, но откат, то это бы тоже напрямую сказалось на уровне интеграции страны.

Например, если страна отступит от верховенства права или прав человека, некоторые из ранее приобретенных преимуществ могут быть отозваны на основании объективных критериев.

Итак, каковы основные преимущества этого нового процесса расширения? Он будет направлен на поощрение и ускорение структурных реформ, необходимых для улучшения связи этих стран с Европейским Союзом», - заявил Шарль Мишель.

«На самом деле, на мой взгляд, уже есть геополитическая общность, простирающаяся от Рейкьявика до Баку или Еревана, от Осло до Анкары. А я со своей стороны твердо убежден, что мы должны придать этому географическому пространству политическую реальность. Я думаю, мы должны сделать это сразу, не откладывая.

Такая инициатива, по моему мнению, никоим образом не предназначена для замены расширения или нахождения нового предлога для того, чтобы еще больше откладывать рассмотрение этого вопроса.

Это также не является, по крайней мере, в моих глазах, гарантией для тех, кто принимает в нем участие, что однажды они станут членами Европейского Союза.

Но этот проект, я считаю, мог бы быть особенно полезен для Европейского Союза и для тех, кто искренне стремится к нам присоединиться, потому что он дал бы основу для немедленного, политического, укрепления отношений с близкими нам странами.

Я призываю к созданию европейского геополитического сообщества, целью которого является углубление сближения, оперативного сотрудничества для решения общих задач - мира, стабильности и безопасности - на нашем континенте. Очевидно, на ум приходят Западные Балканы, ассоциированные страны нашего Восточного партнерства, а также другие европейские страны, с которыми мы поддерживаем тесные отношения.

Главы государств или правительств стран-участниц возьмут на себя инициативу, определят направления и будут встречаться не реже двух раз в год. Внешняя политика будет основной областью сотрудничества в рамках этого сообщества. Министры иностранных дел будут присоединяться к Совету ЕС по иностранным делам на регулярной основе, в зависимости от повестки дня, и другие формирования Совета могут последовать такому примеру.

Особое внимание можно было бы уделить связи с социально-экономическими программами, которые не обязательно требуют согласования нормативно-правовой базы, но могут принести конкретные взаимные выгоды; очевидно, что такие программы, как Erasmus, Horizon, транспортный и энергетический секторы, могли бы стать полезными темами для такого сотрудничества и такого проекта.

Некоторое время назад я начал консультироваться по этому вопросу с 27 европейскими лидерами. Я решил внести его в повестку дня июньского Европейского совета и предложу провести там конференцию, летом или позже, на которую соберутся лидеры Европейского союза и заинтересованных стран-партнеров в чтобы обсудить конкретные варианты этого нового совместного проекта. И я организую в тесной координации с французским председательством встречу с лидерами ЕС и Западных Балкан в июне на полях этого Европейского совета.

Я заключаю, что мы переживаем решающий момент, поворотный момент в нашей истории. У нас нет права на ошибку, потому что на карту поставлено главное: ценности достоинства и свободы, демократические принципы, социальная сплоченность, которая должна быть результатом этого. На карту поставлено самое главное: это верховенство права, это справедливость, это клятва, принесенная на пепелище двух мировых войн в прошлом веке отцами-основателями», - сказал Шарль Мишель.

Примечательно в его речи и акцент на необходимости «уменьшения зависимости» ЕС от США.

«Этот поворотный период в нашей истории начался несколько лет назад. И, со своей стороны, я вижу три элемента, которые либо раскрывают, либо составляют его, каждый из этих трех элементов, на мой взгляд, способствовал укреплению императива стратегической автономии для Европейского Союза.

Первым было избрание Дональда Трампа. Потому что он резко и публично закрепил одностороннее предпочтение — «Америка прежде всего» — которое уже несколько лет начало проникать в американский правящий класс. Это означало больше непредсказуемости в и без того нестабильном мире, но помогло Трампу открыть нам глаза на заинтересованность Европейского Союза в уменьшении нашей зависимости, в том числе от нашего главного союзника», - подчеркнул Шарль Мишель.

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Павло Григорович
    Павло Григорович
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва