США рассматривают возможность временной отмены санкций на белорусские калийные удобрения в обмен на транзит через территорию Беларуси украинского зерна, ранее сообщало The Wall Street Journal со ссылкой на источники.
По словам собеседников издания, обсуждается отмена санкций сроком на шесть месяцев. Предполагается, что доставка зерна из Украины будет осуществляться по железной дороге через Беларусь в литовский порт Клайпеда.
Ранее WSJ писала, что генсек ООН Антониу Гутерриш предложил смягчить ограничения на экспорт калийных удобрений из России и Беларуси в обмен на пропуск судов с зерном из портов Украины.
В свою очередь, заместитель министра экономики – торговый представитель Украины Тарас Качка рассказал в ходе экспертной дискуссии «ЭП», что Украина рассматривает как один из путей экспорта зерна его вывоз грузовым гуманитарным коридором через Беларусь.
Как цитирует «Экономическая правда», он отметил, что такая опция действительно существует: наибольшую способность среди портов Европы по перевозке сырьевых товаров балтийские порты Литвы, Латвии и Эстонии. Вследствие взаимосовместимости железнодорожных систем между Украиной, Беларусью и Литвой такой транспортный путь может быть «намного легче технически».
Дело в том, что поезда в Украине двигаются по «широкому» пути (1 520 мм), распространенному на территории стран бывшего СССР. Такую же колею использует Литва, Латвия и Эстония, а также Беларусь. Большинство стран Евросоюза (за исключением Испании и Португалии), вместо этого, используют «узкий» путь (1 435 мм).
«Этот вопрос озвучивался, но он политически, возможно, еще менее приемлем, чем история с разблокировкой портов», - пояснил Качка. Он подчеркнул, что Украина не исключает такой сценарий, ведь имеет давление времени до осени, когда начнется новый сев озимых, начнутся закупки удобрений и тому подобное.
«Соответственно, если мы объем экспорта зерновых не обеспечим летом или в начале осени, это может привести к комплексному продовольственному кризису в мире, потому что не будет объемов на 2023 год, если люди не засеются», - заключает чиновник. «Мы объясняем всем правительствам и партнерам, что нам нужно что-то решать либо с портами вокруг Одессы и Николаева, либо, как альтернативу, – через Беларусь».
Однако, отмечает он, все связанные с этим риски никуда не денутся, ведь никто не сможет гарантировать большую безопасность передвижения через Беларусь, чем передвижение по морю. По словам Качки, будет использоваться тот вариант, где международное давление третьих сторон сможет обеспечить достаточные гарантии, в частности, со стороны ФАО, ООН, ВТО и других партнеров.
«Если давление повлечет какие-то гарантии через Беларусь – будет ехать через Беларусь. Если из-за Черного моря – еще лучше», – резюмировал Качка. Но, подчеркнул он, из-за западной границы нужных объемов будет невозможно достичь в ближайшие месяцы, так что в этом году придется решать этот вопрос в политической плоскости.
Однако 28 мая в дискуссию также включился заместитель министра инфраструктуры Мустафа Найем. Так, он процитировал пост совладельца порта и зернового терминала в Одессе Андрея Ставницера, который считает, что вывозить зерно через Беларусь нельзя. По его мнению, разблокировка, которой требует Беларусь, быстро даст им очень много валютной выручки.
Поэтому он предложил заняться «реальной деблокадой украинских портов с помощью конвоев ООН и сильного оружия, в первую очередь ПВО». «Кроме зерновых, которые чрезвычайно важны, на складах лежат 20 млн тонн руды и окатышей, металл, подсолнечное и соевое масло, стоят контейнеры. Все это дает работу предприятиям – большим и малым, наполняет бюджет, возвращается в страну валютный выручкой и укрепляет ее», - отметил он.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.