У участников судебных процессов появятся новые обязанности. Так, Комитет Верховной Рады по правовой политике 1 июня рекомендовал принять в первом чтении законопроект №8358 о дистанционном правосудии.
Им предлагается дополнить процессуальные кодексы, в том числе Кодекс админсудопроизводства (где гражданин, как правило, судится с государством) новыми статьями «Особенности судебных вызовов и уведомлений на период действия военного или чрезвычайного положения».
В них предусмотреть, что суд может вызвать или уведомить участника дела и другого участника судебного процесса, не имеющих официального электронного адреса, о дате, времени и месте первого судебного заседания по делу на известные средства коммуникации этих участников телефонограммой, СМС сообщением, электронной почтой, сообщением в мессенджерах.
В случае невозможности обеспечить уведомление таким способом – через объявление на официальном веб-портале судебной власти Украины.
Участник судебного процесса должен посредством электронной почты, телефонограммы, СМС сообщения, сообщения в мессенджерах немедленно подтвердить суду о получении или ознакомлении с соответствующим вызовом или уведомлением.
Текст такого подтверждения сохраняется, а телефонное подтверждение записывается соответствующим работником аппарата суда и присоединяется к делу и считается надлежащим подтверждением уведомлением участника судебного процесса. В таком случае вызов или сообщение считается врученным участнику судебного процесса с момента поступления в суд подтверждения о получении или ознакомлении с вызовом или уведомлением.
В свою очередь Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец уже отметил, что такие изменения могут привести к нарушению прав граждан.
«В целом отмечаю, что указанные выше предложения не целесообразны, ведь в условиях военного или чрезвычайного положения использование участниками дела средств связи может быть невозможным в связи с повреждением линий электропередач или применением графиков отключения электроэнергии, хакерских атак, нахождением участника судебного процесса в районе проведения боевых действий или на временно оккупированной территории.
Это в свою очередь исключит возможность предварительного ознакомления участников дела с соответствующим вызовом или сообщением.
Относительно оповещения на официальном веб-портале судебной власти Украины, необходимо отметить, что доступ к Единому государственному реестру судебных решений, сервисам «Состояние рассмотрения дел» и «Список дел, предназначенных к рассмотрению» может быть временно приостановлен для предотвращения угрозы жизни и здоровью судей и участников судебного процесса в период военного положения, как это было в 2022 году.
Кроме того, следует учитывать, что определения суда в Едином государственном реестре судебных решений публикуются с учетом требований статьи 7 Закона Украины «О доступе к судебным решениям» (сведения, которые не могут быть разглашены в текстах судебных решений, открытых для общего доступа).
Учитывая изложенное, участник дела не сможет полноценно ознакомиться с судебным решением (особенно это касается ответчиков и третьих лиц).
Аналогичное замечание касается и предложенных проектом изменений к части первой статьи 251-1 КАС Украины, части первой статьи 272-1 ГПК Украины, части первой статьи 242-1 ХПК Украины относительно уведомления участника дела о принятии соответствующего судебного решения путем размещения информации на официальном веб -портале судебной власти со ссылкой на веб-адрес такого судебного решения в Едином государственном реестре судебных решений.
Дополнительно отмечаю, что использование в части третьей статьи 131-1 КАС Украины слова «немедленно» может по-разному толковаться на практике и, как следствие, не соответствует принципу правовой определенности, который является одним из элементов конституционного принципа верховенства права», - указал он.
Государственная судебная администрация тоже высказала ряд технических замечаний.
В частности, ГСА обращает внимание, что в законопроекте остался неопределенным механизм немедленного подтверждения участником процесса суда информации о получении или ознакомлении с соответствующим вызовом или сообщением посредством электронной почты (телефонограммы, СМС сообщения, сообщения в мессенджерах) (статья 131-1 КАС Украины, статья 128-1 ГПК Украины и статья 272-1 ХПК Украины в редакции Законопроекта).
Также ГСА указывает, что в предложенной редакции Законопроекта четко не определено, о каком способе уведомления участника судом идет речь – автоматизированный или неавтоматизированный.
В случае применения неавтоматизированного способа отправки сообщений в форме СМС или на мессенджеры (используя номер мобильного телефона для регистрации аккаунта) ГСА предостерегает, что в таком в случае не будет гарантировано сохранение данных о доставке судебных вызовов и сообщений, в частности, будет существовать высокий риск их потери из-за отсутствия средств предотвращения их удаления.
В случае применения автоматизированного способа рассылки судебных вызовов и сообщений остается неопределенным механизм автоматического поступления подтверждений от участников о получении или ознакомлении с соответствующим вызовом или сообщением с помощью электронной почты (телефонограммы, СМС сообщения, сообщения в мессенджерах) в автоматизированную систему документооборота суда, поскольку при автоматической рассылке таких сообщений участник лишен технической возможности отвечать на такую рассылку.
Кроме того, требует уточнения, как упомянутая информация будет переноситься в программу: информация будет заполняться в ручном режиме работниками аппарата суда или делать скриншоты переписки и прикреплять к материалам дела.
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.