Верховная Рада поддержала расширение оснований для раскрытия банковской тайны по запросам Минюста и АРМА

12:00, 25 мая 2024
Верховная Рада одобрила за основу законопроект об обязательствах банков раскрывать банковскую тайну в случае запроса АРМА или Минюста.
Верховная Рада поддержала расширение оснований для раскрытия банковской тайны по запросам Минюста и АРМА
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Верховная Рада 23 мая поддержала в первом чтении законопроект Кабмина 9235, которым среди прочего расширяются основания для раскрытия банковской тайны.

Положения проекта направлены на урегулирование вопроса о раскрытии банковской тайны для специально уполномоченных государственных органов для:

1) обеспечения выполнения решения суда о запрете политической партии в части перехода в собственность государства имущества, средств и других активов запрещенной судом политической партии, ее областных, городских, районных организаций, первичных организаций и других структурных образований;

2) выявления и розыска активов физических и юридических лиц, к которым применены санкции, а также активов, в отношении которых такое лицо может прямо или косвенно (через других физических или юридических лиц) совершать действия, тождественные по содержанию осуществлению права распоряжения ими;

3) определения размера возмещения вреда, причиненного в результате международного вооруженного конфликта на территории Украины, необходимого для осуществления процессуальных действий, предоставления доказательств и обоснований при рассмотрении в зарубежных юрисдикционных органах дел с участием иностранного субъекта и Украины.

Министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук в пояснительной записке отмечает, что п. 2 ч. 1 статьи 62 Закона «О банках и банковской деятельности» предусматривает, что информация о юридических и физических лицах, составляющих банковскую тайну, раскрывается банками по решению суда. Вместе с тем одной из составляющих выявления активов, к которым относятся и денежные средства, является отправка уполномоченным органом исполнительной власти запросов на соответствующие государственные органы, учреждения, предприятия и организации, которые могут владеть информацией о таких активах. Банки являются субъектами, которые непосредственно владеют такой информацией.

Однако Закон «О банках и банковской деятельности» не предусматривает возможности раскрывать информацию об активах подсанкционного лица, ведь такая информация относится к банковской тайне, а соответствующие изменения не были внесены, что делает невозможным выявление и розыск активов подсанкционных лиц.

Также в указанном законе не предусмотрено раскрытие банками банковской тайны по запросу Минюста.

Таким образом, предлагается в статье 62 закона разрешить по запросу АРМА раскрытие такой тайны, в частности:

  • с целью принятия мер по выявлению и розыску активов физических и юридических лиц, к которым применены санкции,
  • а также активов, в отношении которых такое лицо может прямо или косвенно (через других физических или юридических лиц) совершать действия, тождественные по содержанию осуществлению права распоряжения ими.

Запрос АРМА может касаться банковских счетов/электронных кошельков клиентов, операций, проведенных в пользу или по поручению клиента, в частности, операций без открытия счетов, а именно:

  • сведения на конкретно определенную дату или за конкретный промежуток времени и в отношении конкретного юридического или физического лица, ФЛП о наличии счетов/электронных кошельков, в том числе счетов в ценных бумагах, счетов условного хранения (эскроу), счетов, открытых клиентом банка по имени третьих лиц, счетов, открытых третьими лицами по имени клиента банка, счетов в банковских металлах,
  • номера счетов, электронных кошельков, остаток средств, электронных денег, банковских металлов, ценных бумаг на счетах, электронных кошельках,
  • операции списания со счетов, электронных кошельков или зачисления на счета, электронные кошельки, назначение платежа,
  • идентификационные данные контрагента, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика;
  • для юридических лиц – нерезидентов – полное наименование, страна регистрации, номер счета/электронного кошелька контрагента, код банка контрагента, наличие средств на счетах условного хранения (эскроу), предназначенных для перечисления клиенту банка, наличие договоров о хранении ценностей или предоставление клиенту в имущественный наем (аренда) индивидуального банковского сейфа, перечень движимого имущества, находящегося на хранении и/или в залоге банка в качестве заведения, информацию о лицах, имеющих право распоряжаться счетами клиентов (ФИО, РНОКПП, документы, подтверждающие полномочия представителя).

Аналогичное разрешение предлагается предоставить Минюсту во время урегулирования споров, рассмотрения в зарубежных юрисдикционных органах дел с участием иностранного субъекта и Украины и заявлений, связанных с возмещением вреда, причиненного в результате международного вооруженного конфликта на территории Украины, с целью защиты интересов Украины как государства , Президента Украины, Кабинета Министров Украины, министерств, других центральных органов исполнительной власти, их должностных лиц при рассмотрении дел с участием иностранного субъекта в зарубежном юрисдикционном органе, а также при рассмотрении заявлений, поданных Украиной.

Автор: Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Ответственности за нарушение правил военного учета не избежать – эфир на Право ТВ
Telegram канал Sud.ua
Ответственности за нарушение правил военного учета не избежать – эфир на Право ТВ
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Віталій Катющенко
    Віталій Катющенко
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва
  • Євген Мацький
    Євген Мацький
    суддя Сьомого апеляційного адміністративного суду