ЖКХ вне закона? Правовой анализ повышения ?коммунальных? тарифов

16:21, 10 августа 2010
Газета: 48
На прошлой неделе киевляне получили первые платежки после июльского подорожания услуг ЖКХ. Цифры в них...
ЖКХ вне закона?  Правовой анализ повышения ?коммунальных? тарифов
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

На прошлой неделе киевляне получили первые платежки после июльского подорожания услуг ЖКХ. Цифры в них стали очередным неприятным сюрпризом для столичных граждан нашей страны. Более того, в зависимости от района вышло так, что «тепло» и в без того жарких домах граждан подорожало для каждого по-разному.

У кого-то общая сумма переплаты по сравнению с июнем составила обещанные 40%, а у некоторых – 50% и даже 60%! Что это? Своеволие работников ЖЕКов или обыкновенная бюрократическая неразбериха? В любом случае органам власти следует обратить пристальное внимание на такой разнобой в цифрах. Кроме того, некоторые жители, морально готовые к повышению тепловых тарифов, удивленно обнаружили в платежках некрасивую и совсем уж непредсказуемую строку – задолженность за газ. И это притом, что платежи всегда вносились вовремя и без промедлений. Возникает вопрос, можно ли оспорить такие платежки в суде, как не соответствующие реальному объему предоставленных услуг?

Итак, попытаемся раскрыть подоплеку тарифных новшеств. Начнем с тепла в трубах. Основной причиной разных цифр в платежках горожан служит, как это ни банально, метры отапливаемой площади и количество прописанных граждан на этих метрах. Обещанное повышение на 40% рассчитано на среднестатистические показатели, при которых учитывалось, скажем, что в стандартной однокомнатной квартире прописан один гражданин, а в двухкомнатной – два и т.д. Очевидно, что в такие подсчеты властей жители элитных домов просто-напросто не попали. Как не «посчитались» и те, кто проживает «в густонаселенной» квартире. Разумеется, тем гражданам, кто вовремя установил приборы учета воды (счетчики), повезло больше: для них поднялся лишь сам «горячий тариф», независимо от числа проживающих в квартире. Так что разные платежки за одинаковые на первый взгляд квартиры объясняются просто. С газовой проблемой потребителя дело обстоит несколько сложнее.

Как сообщают отечественные СМИ со ссылкой на начальника ГИВЦ КГГА Станислава Каплуненко, нежданные долги за газ появляются летом, когда в домах планово отключают горячую воду и, соответственно, люди (теоретически) подогревают ее на газу, тратя его больше, чем обычно. При всем этом долг насчитывается автоматически. «За что нам это?» — вопрошают жители. «Основание для таких начислений – давнее постановление Кабмина. Плату не выставляют только тем, у кого есть газовый счетчик», — отвечает всем жаждущим правды С. Каплуненко. Иными словами, нет горячей воды в кране, ставим на газовую плиту тазик, на подогрев которого, понятное дело, тратится больше газа. Интересно, а как доказать факт того, что вы пережили «безгорячий» период без повышенных затрат продукта Киевгаза? Ведь предположение всезнающих и вездесущих властей о тазиках и ведрах на плитах чисто гипотетическое. Вот только платить за предположения, ставшие аксиомой, закрепленной в нормативном документе, приходится обычному гражданину.

Есть ли законные основания для названных предположений, и какое постановление правительства имеется в виду? Начнем с того, каким образом рассчитывается плата за природный газ, поставляемый для населения. На этот счет имеется Постановление КМУ от 8 июня 1996 г. ? 619 «Об утверждении норм потребления природного газа населением в случае отсутствия газовых счетчиков» (далее – постановление ? 619). Согласно п. 2 постановления ? 619, во время начисления платы за природный газ на индивидуальное отопление применяется норма отапливаемой площади 21 кв. метр на нанимателя или собственника жилья и каждого члена семьи и дополнительно 10,5 кв. метра на семью. Хорошо, скажите вы, а при чем тут городские власти и тарифы? При том, что в этом же постановлении есть примечание, согласно которому нормы потребления газа устанавливаются КГГА в том случае, если природный газ используется для отопления многоэтажных домов (три и более этажей). Поэтому, действуя только в рамках закона, КГГА (разумеется, не без помощи Национальной комиссии регулирования энергетики) установила новые тарифы, которые, впрочем, тоже можно оспорить в суде.

Что касается внезапно появившегося долга, то создается впечатление, что всевидящее око горадминистрации заглянуло в каждую квартиру, оснащенную газовой плитой, и вынесло свой «вердикт» – исключительно все граждане в летние 2–3 недели (плановое отключение горячей воды) греют воду на плитах, поэтому – платите по цене, почти в два раза превышающей цену в период горячего водоснабжения. Досадно. Известно же, получил товар, услугу – оплатил, не получил – за что взимается плата? Остается надеяться, что в зимний период, когда горожане зачастую остаются без горячей воды из-за поломок и неисправностей в системе горячего водоснабжения, платежки не будут содержать увеличенных по этой причине газовых тарифов.

Разумеется, можно предпринять попытку оспорить тарифы, действующие  в период отключения горячей воды в  судебном порядке. Но горькая практика показывает, что без профессиональной помощи отстоять свои права перед Фемидой будет сложно, да и процедура затянется. Сами подумайте, как и чем можно доказать факт неиспользования газовой плиты для подогрева воды в бытовых целях: счетчика-то нет! Конечно, в некоторых индивидуальных случаях доказать отсутствие такой задолженности очень легко. К примеру, вы берете справку из ЖЕКа, в какой период происходило плановое отключение горячего водоснабжения. И здесь оказывается, что именно в этот период вы находились в командировке, отпуске и т.д., то есть использовать газ для подогрева воды никак не могли. Но много ли таких граждан? Пусть несколько сотен – не больше. Зато киевская власть получит гарантированное вливание в бюджет в размере нескольких миллионов гривен.

Наконец, следует отметить, что изменения в тарифной политике отнюдь не последние, и на этом беды горожан не закончатся. На официальном сайте НКРЭ обнародован проект постановления КМУ «О внесении изменений в Порядок обеспечения потребителей природным газом». Проект разработан в связи со вступлением в силу с 24 июля 2010 ода ЗУ «Об основах функционирования рынка природного газа», что влечет  необходимость приведения нормативно-правовой базы в нефтегазовом комплексе Украины в соответствие к требованиям принятого закона. Основной целью обнародованного для обсуждения проекта постановления служит недопущение действий, направленных на причинение убытков газотранспортных и газораспределительных предприятий и недопущение возникновения задолженности «Газ Украины» и «Нафтогаз Украины» перед названными предприятиями. Так что газовые тарифы вновь могут подкорректироваться, а судебные разборки по поводу повышенных услуг ЖКХ разгорятся с новой силой.

Юлия Габдуллина,

«Судебно-юридическая газета»

 

Комментарии

Народный депутат (БЮТ) Наталья Королевская:

– Увеличение тарифов на ЖКХ без повышения качества этих услуг - шаг назад на пути построения социально-ориентированного государства. Украинское жилищно-коммунальное хозяйство изношено до критических пределов. Качество услуг в большинстве городов Украины далеко от национальных стандартов, не говоря уже о европейских. В такой ситуации повышать тарифы означает проводить нечестную политику в отношении граждан всех областей страны.

Жилищно-коммунальная отрасль требует около 40 млрд. долл. инвестиций, и без них качество услуг останется на сегодняшнем уровне, а ЖКХ будет по-прежнему разрушаться. Никакое повышение тарифов не покроет потребности отрасли в финансовых средствах на модернизацию. То есть украинцы будут платить все больше и больше, а качество услуг с каждым годом будет все хуже и хуже. Это не выход из ситуации.

Недавно принятый закон, который вводит в нормативное поле Украины систему государственно-частного партнерства, способен изменить ситуацию. Государство и частный капитал должны вместе решить проблему модернизации отечественного ЖКХ и повышения качества услуг. Только после этого возможно говорить о повышении тарифов.

 

Народный депутат (КПУ) Петр Симоненко:

– Лично я и мои товарищи по фракции и по партии категорически против такой политики. Никто не имеет права диктовать из-за рубежа те требования, которые сейчас воплощены в решении НКРЭ, а именно - увеличение тарифов на газ для населения под диктовку МВФ.

Решение Кабинета министров о повышении коммунальных тарифов также принято под диктовку. А если мы позволяем различным финансовым структурам диктовать условия из-за рубежа, то это свидетельствует о том, что Украина утрачивает политическую независимость, свой суверенитет.

 

Народный депутат (ПР) Анатолий Кинах:

– Повышение тарифов для населения на газ, а значит, тепло и горячую воду, необходимо в контексте фундаментального реформирования жилищно-коммунальной отрасли. В то же время, учитывая невысокий уровень доходов большей части населения, такое непростое решение должно быть частью комплексной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, конкретных и действенных мер по повышению качества коммунальных услуг.

Ситуация выглядит непросто: многие предприятия ЖКХ практически обанкротились, жилой фонд сильно изношен, в сфере водо-, теплоснабжения, энергоэффективной эксплуатации жилья накопилось очень много проблем. Средства от повышения тарифов, безусловно, должны идти не на латание дыр, а на продуманные системные меры, которые поднимут отрасль, дают ей новый шанс. При этом нужно приложить усилия, чтобы социальная поддержка незащищенных слоев населения - выплата предусмотренных государством субсидий в связи с повышением цены на газ и, соответственно, на определенные услуги ЖКХ, - осуществлялись своевременно, в полном объеме, без бюрократической волокиты.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Богатих
    Інна Богатих
    заступник Міністра юстиції України
  • Ганна Самойлюк
    Ганна Самойлюк
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Ольга Шевчук
    Ольга Шевчук
    суддя П'ятого апеляційного адміністративного суду