Что делать, если на почте потерялась посылка

08:12, 18 июня 2012
Газета: 23 (141)
Ищи ветра в поле, но посылку - в почтовом отделении...
Что делать, если на почте потерялась посылка
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

«Потерялась посылка! Что делать?! Подскажите!», - зачастую такие крики о помощи раздаются на отечественных форумах, участники которых пытаются собственными силами разобраться с утерей почтового отправления и/или вернуть деньги. К сожалению, нередки ситуации, когда, к примеру, воспользовавшись услугами почты, отправляешь за границу подарок знакомым (родственникам), а посылка до адресата так и не доходит. А иногда теряются даже внутренние отправления. Так что же делать? Как добиться правды от почты?

Ищи ветра в поле, но посылку - в почтовом отделении

Если ваша посылка не дошла до адресата, следует незамедлительно обратиться (лучше письменно) именно в то почтовое отделение, из которого посылка была отправлена, поскольку, согласно ст. 16 ЗУ «О почтовой связи» (далее - Закон), за утрату, недостачу или повреждение вложений почтовых отправлений, недостачу денежных средств, а также нарушение контрольных сроков доставки почтовых отправлений и почтовых переводов ответственность несет персонал оператора (почты), по вине которого причинены убытки. К слову, о контрольных сроках пересылки. При отправлении посылки желательно поинтересоваться этими самыми сроками у работника почты. Причем такую информацию он вам дать обязан, о чем свидетельствует ст. 17 Закона: «Операторы обеспечивают доступ пользователей к информации о тарифах, правилах предоставления услуг почтовой связи, сроках пересылки почтовых отправлений».

Почем нынче утрата посылки

Почтовый оператор отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение услуг по пересылке внутренних почтовых отправлений. Причем ответственность почты - материальная. К примеру, если ваша регистрированная посылка или бандероль отправлены без объявления ценности, то за их полную утрату оператор отвечает в размере возмещения стоимости услуг почтовой связи и выплачивает штраф в размере 100% стоимости этих услуг. Иными словами, заплатив за пересылку бандероли, скажем, 50 грн, при ее утрате по вине почты вам обязаны выплатить 100 грн (с учетом штрафа).

При отправлении ценной посылки, которая так и не дошла до адресата, почта отвечает в размере суммы объявленной ценности посылки, стоимости услуг почтовой связи и штрафа в размере 25% стоимости этих услуг. Т.е. если стоимость посылки составляла 200 грн, а пересылка - 20 грн, вам должны выплатить 275 грн (200+20+55). Тем не менее, операторы могут воспользоваться неграмотностью отправителя, выплатив ему лишь стоимость утраченной посылки, и взять расписку клиента: дескать, сумму получил, претензий не имею. Конечно, нельзя сказать, что возврат стоимости посылки не радует, но ведь должна-то почта больше! Так что хотелось бы верить, что изложенное поможет украинцам в полной мере реализовать свои права.

Кроме прочего, Законом устанавливается ответственность оператора за несвоевременную доставку всех видов регистрированных почтовых отправлений - штраф в размере 25% стоимости услуг почтовой связи. А в случае нарушения установленных сроков пересылки почтовых отправлений воздушным транспортом (стоимость такой услуги несколько выше, чем наземным) почта должна возместить разницу между платой за пересылку воздушным транспортом и наземным транспортом плюс 25% стоимости услуг почтовой связи в виде штрафа. Обратите внимание: на голословные заверения и обращения об утрате посылки почта реагировать не будет и, соответственно, не будет ничего возмещать, поэтому сохраняйте квитанцию, свидетельствующую об оплате почтовых услуг. Кстати, в соответствие со ст. 18 Закона, стоимость предварительно оплаченных пользователем услуг, которые фактически не были ему предоставлены (т. е. посылка не была вручена адресату), возмещаются пользователю в полном объеме на основании квитанции или иного документа об оплате услуг.

Утеря международной посылки

Казалось бы, больше сложностей ожидает пользователя при отправлении посылки за рубеж - мол, в Украине - одни законы, там - другие. Тем не менее, согласно Закону, если утеряно (повреждено) международное отправление, операторы несут ответственность в соответствии с требованиями актов Всемирного почтового союза и законодательства Украины. Кроме того, в Украине действует приказ Госкомитета связи и информатизации №50 от 18.03.2003 «Об утверждении Правил выплаты возмещения операторами почтовой связи убытков, причиненных вследствие непредоставления или ненадлежащего предоставления услуг по пересылке международных почтовых отправлений» (далее - Правила). Итак, самое, пожалуй, главное правило - это то, что ответственность за утрату международного почтового отправления несет оператор почтовой связи, который принял международное отправление для вручения или пересылки по назначению, но документально не может доказать факт вручения его адресату или отправки по назначению. Обязательства выплаты возмещения возлагаются, в зависимости от случая, на оператора почтовой связи страны принятия или почтовую службу страны назначения (п. 10 Правил). Но за убытки, причиненные вследствие непредоставления или ненадлежащего предоставления услуг по пересылке международного почтового отправления, принятого к пересылке оператором почтовой связи в Украине, возмещение выплачивается отправителю по месту подачи отправления (п. 11 Правил).

Правда, существует некоторая сложность при определении размера возмещения потерянной международной посылки. Дело в том, что, в соответствие с п. 4 Правил, размер материальной ответственности операторов почтовой связи за убытки, причиненные вследствие непредоставления или ненадлежащего предоставления услуг по пересылке международных почтовых отправлений, определяется в специальных правах заимствования (СПЗ). Иными словами, если при утрате внутренней посылки вам должны выплатить компенсацию и штраф в гривнях, то при потере международной - в условных расчетных единицах МВФ, применяемых странами-членами Всемирного почтового союза. К примеру, за полную утрату бандероли выплачивается 30 СПЗ, а за полную утрату (повреждение) посылки с объявленной ценностью оператор должен выплатить сумму объявленной ценности в СПЗ и стоимость услуг почтовой связи за пересылку отправления, за исключением платы за объявленную ценность. При полной утрате (повреждении) обычной посылки оператор обязан выплатить 40 СПЗ за посылку и 4,50 СПЗ за каждый кг массы посылки плюс стоимость услуги по пересылке отправления. Выплата возмещения в Украине производится в национальной валюте, а сам размер возмещения определяется с применением курса гривни к СПЗ, установленного НБУ на момент подачи международной посылки к пересылке (по состоянию на дату выхода газеты 1 СПЗ составлял 12,10 грн).

Кто ищет, тот находит

Конечно, сегодня можно отследить движение своей посылки на сайте Укрпочты - радует, что, наконец, такая услуга появилась. Но если посылку отследить невозможно, придется прибегнуть к дедовским методам и начинать переписку с почтовым оператором. Речь идет о заявлении о розыске отправленной вами посылки, в котором необходимо указать вид, категорию и номер почтового отправления, место и дату принятия, ФИО и почтовый адрес отправителя и адресата, данные предъявленного документа, удостоверяющего личность заявителя, вид упаковки, детальный перечень и стоимость вложения. Во время предъявления заявления (которое регистрируется в обязательном порядке) заявитель должен предъявить паспорт и расчетный документ (лучше - копию квитанции об оплате посылки). Если по результатам проверки будет установлено, что почта не выполнила или ненадлежащим образом выполнила свои обязанности, отправителю или адресату (в зависимости от того, кто разыскивал посылку) не позднее 10 дней со дня установления этого факта в объекте почтовой связи по месту приема или вручения почтового отправления выплачивается возмещение в названных ранее размерах (п. 125 Правил предоставления услуг почтовой связи, утв. постановлением КМУ №270 от 05.03.2009, в редакции от 23.03.2012). Однако возмещение стоимости международной посылки должно быть выплачено отправителю (адресату) не позднее трех месяцев со дня, следующего за днем предоставления заявления о возмещении.

Юлия Габдуллина, специально для

  «Судебно-юридической газеты»

 

**Инфосправка**

Поиск посылки — не более полугода

Любые заявления (о розыске, возмещении), касающиеся внутренних, равно как и международных регистрированных почтовых отправлений, принимаются в течение 6 месяцев с даты принятия отправления для пересылки. Кроме того, в случае несогласия с размером возмещения вопросы о возмещении причиненных фактических убытков, морального вреда, упущенной выгоды в связи с ненадлежащим исполнением оператором своих обязанностей рассматриваются в судебном порядке. Но, как говорится, в суд с пустыми руками не пойдешь, поэтому, если вы решили отстаивать свою позицию в суде, все «переговоры» с почтой должны быть выполнены в письменной форме, разумеется, с сохранением всех платежных документов.

При этом отметим, что почта не несет ответственности за почтовые отправления, если:

- почтовое отправление на основании закона подлежит изъятию, конфискации или уничтожению;

- утрата или повреждение вложения почтового отправления произошли вследствие действия непреодолимой силы (землетрясение, ураган);

- недостача или повреждение вложения произошли вследствие нарушения отправителем установленных законодательством Украины правил об ограничении в пересылке предметов и вещей;

- почтовое отправление выдано адресату под расписку о получении;

- заявление о розыске почтового отправления подано в объект почтовой связи позже, чем через 6 месяцев после даты принятия;

- почтовое отправление с объявленной ценностью было принято от отправителя закрытым, оболочка почтового отправления, печать или пломба отправителя не повреждены, а масса почтового отправления отвечает массе, определенной во время его приема к пересылке.


**Nota bene**

Сколько ждать бандероль?

Средний срок от подачи до вручения адресату посылки, отправленной из Украины, к примеру, в Россию - 13,8 дней (при авиаперевозке - 13,6); в Беларусь - 8 дней (4 дня); в Казахстан - 21,4 дня (8 дней). Кстати, на сайте Укрпочты можно найти информацию о средних сроках пересылки (с момента отправки до вручения) посылок из дальнего зарубежья в Украину. Например, посылка из США наземным транспортом в Украину «идет» 79,6 дней, а авиатранспортом - 8 дней. Авиапосылка из Китая доставляется, как правило, в течение 9 дней, из Германии - 10 дней.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Ігор Фріс
    Ігор Фріс
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики
  • Ян Бескровний
    Ян Бескровний
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Любов Токмілова
    Любов Токмілова
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Наталія Савицька
    Наталія Савицька
    суддя Сумського окружного адміністративного суду