Ситуация с оказанием скорой медицинской помощи в Украине, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Так, недавно на одной из киевских улиц, не дождавшись приезда медицинской бригады, на автобусной остановке умер мужчина. Как сообщили СМИ, ему стало плохо в транспорте, и пассажиры вынесли его на свежий воздух, а затем вызвали врачей. Медики прибыли через полчаса, но было уже поздно. Отметим, что согласно действующим новым нормативам, бригада скорой должна прибывать по вызову в течение 10 минут. Но случаев вроде описанного выше по всей стране, к сожалению, не один десяток.
Однако шанс дождаться бригаду скорой помощи живыми у будущих поколений украинцев все же есть.
Новый закон нам поможет?
Как известно, 1 января 2013 г. вступил в силу принятый еще в июле 2012 г. Закон «Об экстренной медицинской помощи» (далее – Закон), реализация которого, по словам чиновников, началась задолго до того, как он начал действовать. Не откладывая в долгий ящик, 21 января с. г. на расширенном аппаратном совещании Киевского горсовета власть рассказала о состоянии внедрения указанного Закона.
По словам директора департамента охраны здоровья Виталия Мохорева, есть три основные составляющие экстренной медицинской помощи (ЭМП). Ключевой момент именно в том, что такая помощь должна на практике включать своевременный приезд медицинской бригады и предоставление квалифицированной, в полном объеме госпитальной медицинской помощи, в т. ч. в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также при ликвидации их последствий. Следующим необходимым условием является медико-санитарное сопровождение массовых мероприятий и мероприятий с участием лиц, относительно которых осуществляется государственная охрана. И последней из основных задач является взаимодействие с аварийно-спасательными подразделениями министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Другими словами, если говорить о средствах достижения определенных в Законе целей, то речь идет, в первую очередь, о создании функциональной единой системы ЭМП. Если раньше, например, станции скорой помощи, травматологической помощи, отделения неотложной помощи были разрознены, то благодаря Закону происходит организационное объединение всех этих служб в единую систему ЭМП.
Что сделано?
Наиболее ярким примером исполнения закона об ЭМП можно считать создание Киевского областного центра экстренной медицинской помощи. Отметим, что создан он был еще в 2011 г., однако, учитывая требования Кабинета министров, возникла идея объединить этот центр и станцию скорой помощи в одно юридическое лицо. Пока, правда, соответствующее решение еще не принято Киевским горсоветом.
Кроме того, несколько лет назад Киевсовет утвердил правила вызова бригад скорой помощи для неотложной скорой помощи. По словам В. Мохорева, это было правильное решение: «Удалось расставить определенные акценты и усовершенствовать алгоритм вызова скорой медицинской помощи, понимание правил вызова этой службы».
Еще одним шагом на пути реализации Закона стало разделение скорой и неотложной медицинской помощи для взрослого и детского населения, специализированные психиатрические бригады переданы в состав профильных учреждений.
В Киеве на данный момент проводится подготовка к разделению уровней оказания медицинской помощи, осуществляется определение больниц интенсивного лечения, создается сеть амбулаторий семейной медицины и т. д. Утверждены 17 мест временного базирования бригад скорой медицинской помощи и разработан график их дежурств в зависимости от времени суток: днем работают 145, ночью – 102 бригады.
Параллельно начат процесс создания отделений ЭМП больниц интенсивного лечения за средства государственного и городского бюджетов. Так, было закуплено 67 новых автомобилей скорой медицинской помощи (63 за средства государства и 4 – за счет города). Все автомобили соответствуют национальным стандартам Украины. Приобретено 150 GPS-навигаторов для оснащения автомобилей скорой медицинской помощи, а также 150 коммуникаторов для оперативной связи персонала выездных бригад с Единой оперативно-диспетчерской службой. За счет увеличения финансирования удалось повысить стоимость одного вызова с 3 грн 60 коп более чем в 10 раз. Речь идет, в первую очередь, о медикаментах и материалах, которые будут использованы на благо больных. Также для киевских медиков было приобретено 150 комплектов специальной одежды. На базе Центра экстренной медицинской помощи был создан учебно-тренировочный отдел для не медиков и т. д.
Вместе с тем, отмечают чиновники, как ни обеспечивай бригады скорой помощи новейшими автомобилями, существует ряд причин несвоевременного их приезда на экстренные вызовы не по вине медиков. К таковым относят, в частности, пробки и трафик в дневное время, низкая культура участников движения, нарушение правил парковки, препятствование проезду на придомовой территории (бетонные, металлические преграды и т. п.). Не последнюю роль в задержках скорой играют и низкое качество дорожного покрытия, отсутствие выделенных полос движения для аварийно-спасательных служб, отсутствие указателей улиц, домов, подъездов, схем проезда и их освещения в ночное время, неисправность или отсутствие домофонов и т. д.
Ответственность – на руководителе ОГА
Служба экстренной медицинской помощи за первый месяц этого года, когда действует Закон о ЭМП, приняла более 1 млн вызовов. Об этом шла речь на состоявшемся в Министерстве здравоохранения Украины заседании оперативного штаба во время плановой видеоконференции с регионами.
Представители МОЗ напомнили коллегам на местах, что основные стратегические моменты реформирования ЭМП должны быть завершены до конца года. Поэтому крайне важным является соблюдение регионами четкого графика реформирования и развития службы. Обязательна и регулярная отчетность по успешности выполнения задач. Руководством Минздрава проработаны ежегодные планы регионального развития системы ЭМП, утвержденные подписями председателей ОГА. Указано на несвоевременность представления таких планов, в частности, Житомирской, Львовской, Тернопольской областями и Севастополем.
Также руководство МОЗ напомнило, что согласно нормам Закона, за качество оказания экстренной помощи в каждом из регионов лично отвечает руководитель территории – председатель областной государственной администрации. Это должно побуждать руководителей на местах и профильные управления ОГА быстрее решать такие вопросы, как качество дорог, обеспечение бригад медикаментами и топливом, развитие телекоммуникаций и т. д.
Как известно, Минздравом было принято решение обратиться в Министерство финансов относительно обеспечения в полном объеме средствами учреждений здравоохранения, входящих в систему ЭМП, для создания необходимых запасов горюче-смазочных материалов, лекарственных средств и поиска финансовых возможностей повышения на 20% заработной платы работникам этих учреждений. Для контроля выплаты заработной платы работникам ЭМП, в т. ч. за январь этого года, руководство министерства поручило руководителям в регионах подать соответствующие отчеты в МОЗ и позаботиться о своевременности этих выплат.
В свою очередь, руководители региональных управлений здравоохранения проинформировали о мерах, принимаемых на местах в процессе реформировании службы. По информации регионов, ежесуточно в каждом из них принимается от 1500 до 2500 вызовов. В большинстве случаев, как утверждают руководители на местах, удается соблюсти нормативы прибытия скорой к пациенту (10 минут в городах и 20 – в сельской местности). Однако, как отмечают в Минздраве, такая информация иногда является недостоверной или преувеличенной. На самом деле бригады пока еще далеко не всегда приезжают на вызовы вовремя. По данным министерства, уровень выполнения новых нормативов в городах составляет в среднем 84,6%, а в сельской местности – 78,4%. А в Николаевской области эта цифра самая низкая по Украине – около 52%.
Именно поэтому Минздрав напоминает: нормативы прибытия скорой помощи к пациенту могут быть превышены на 10 мин. с учетом метеорологических условий, сезонных особенностей, состояния дорог. Однако это не означает, что регионы имеют право дезинформировать относительно скорости приезда к пациентам. А руководители на местах должны позаботиться об устранении причин существенных задержек – в частности, об обеспечении карет скорой помощи топливом, ремонте и расчистке дорог и т. п. Также Минздрав настаивает на четкой отчетности регионов по обеспечению бригад ЭМП в регионах лекарственными средствами (в т. ч. наркотическими) и изделиями медицинского назначения.
По поручению Министерства регионами были созданы «горячие линии» для осуществления в телефонном режиме контроля и информирования общественности о функционировании и развитии системы ЭМП. Однако за все время действия этих «горячих линий», по данным Минздрава, на них поступило не более 164 телефонных вызовов, из которых 129 было осуществлено в Черниговской области. По мнению Министерства, это указывает не иначе как на неправильно проведенную работу по информированию общественности, в частности, через СМИ. Поэтому, по поручению Минздрава, регионы обязаны исправить ситуацию и провести работу подобную той, которую провела Черниговская область, где информационные материалы с указанием соответствующих телефонных номеров были размещены не только в каждом из медицинских учреждений, но и в социальных сетях и на медиа-ресурсах.
КРИТЕРИИ ВЫЗОВОВ
Срочные – экстренные (до 10 минут):
Несрочные (до 1 часа):