Интервью с замначальника управления ГПУ Анатолием Барцицким

11:54, 27 марта 2013
Газета: 11 (179)
Коррупция продолжает оставаться одной из основных угроз национальной безопасности и политической...
Интервью с замначальника управления ГПУ Анатолием Барцицким
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Коррупция продолжает оставаться одной из основных угроз национальной безопасности и политической стабильности нашего государства. О том, какие меры предпринимаются для борьбы с пагубным для Украины явлением, в эксклюзивном интервью «Судебно-юридической газете» рассказал заместитель начальника управления надзора за соблюдением законов органами, которые ведут борьбу с коррупцией, начальник отдела надзора за исполнением законодательства в сфере предотвращения и противодействия коррупции Генеральной прокуратуры Украины Анатолий Барцицкий.

 

– Анатолий Дмитриевич, как, по Вашему мнению, можно решить столь актуальную проблему, касающуюся противодействия коррупции в нашем обществе?

– Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что проблема противодействия коррупции для нашего общества действительно актуальна. Коррупция как социальное явление свойственна любому государству. Разница заключается не в наличии или отсутствии коррупции, а ее масштабах, формах коррупционных проявлений, распространенности ее в сферах общественной жизни.

Согласно индексу восприятия коррупции в 2012 г., который подготовила и обнародовала международная организация Transparency International, по уровню коррупции Украина занимает 144 место среди 176 государств. Следует заметить, что указанная оценка является достаточно условной, поскольку исследовательская методология и критерии, используемые этой организацией, отдельными правоведами подвергаются критике. Однако то, что коррупция в Украине носит распространенный характер, бесспорный факт.

Учитывая ее распространенность, перед правоохранительными органами поставлена ​​довольно серьезная задача – предотвращение коррупции, выявление и прекращение ее проявлений, возобновление законных прав и интересов физических и юридических лиц, устранение последствий коррупционных деяний. Однако лишь репрессивными мерами с этой бедой не справится ни одно государство мира, какой бы ни была совершенна правоохранительная система. По заключению криминологов, даже минимизировать проявления коррупции лишь правоохранительными средствами невозможно. В этом сложном процессе должны принимать участие все институты государственной системы, все общество.

Принятие законов Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения» стало важным практическим этапом в противодействии этому явлению во всех сферах жизнедеятельности. Согласно ст. 5 названного закона, направляет и координирует работу органов исполнительной власти по предотвращению и противодействию коррупции Кабинет министров.

С целью повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере предотвращения и противодействия коррупции постановлением Кабинета министров №1126 от 02.11.2011 в центральных органах исполнительной власти, областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистрациях созданы подразделения по вопросам предотвращения и выявления коррупции. Однако результативность этих подразделений пока незначительная, нуждается в улучшении их взаимодействие со специально уполномоченными субъектами в сфере противодействия коррупции. Необходимо сказать и о пассивном участии общественности в мероприятиях по предотвращению и противодействию коррупции, хотя ее полномочия в этом вопросе достаточно широки. На данный момент в нашем обществе сложилась такая ситуация, что предотвращением и противодействием коррупции занимаются только правоохранительные органы, а все другие государственные институты и общественность являются наблюдателями и суровыми критиками этой деятельности.

 

Какие меры в этом направлении предпринимались правоохранительными органами?

– С целью предотвращения и противодействия коррупции органами прокуратуры принят ряд организационно-практических мер. Состояние противодействия коррупции неоднократно рассматривалось на заседаниях коллегии Генеральной прокуратуры Украины, координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов.

Учитывая рекомендации Группы государств-членов Совета Европы по противодействию коррупции (GRECO), введена специализация следователей и прокуроров по расследованию уголовных производств о коррупционных правонарушениях. В центральном аппарате ГПУ создано Главное управление надзора за соблюдением законов спецподразделениями и другими органами, которые ведут борьбу с организованной преступностью и коррупцией. С целью расследования уголовных производств о коррупционных правонарушениях образован отдел по расследованию преступлений о коррупционных действиях, который входит в состав указанного управления. Для обеспечения эффективного выполнения требований нового Уголовного процессуального кодекса создан отдел процессуального руководства и поддержания государственного обвинения по уголовным процессам о коррупционных правонарушениях. Соответствующие структурные изменения также проведены в прокуратурах регионов.

Необходимо отметить, что благодаря совместной работе достигнуты определенные сдвиги в противодействии коррупции. Так, следственными подразделениями в течение 2012 г. в суд направлено около 1,9 тыс. уголовных дел о почти 2,8 тыс. коррупционных преступлений в отношении более 2,3 тыс. обвиняемых. Разоблачены 43 организованные группы с коррумпированными связями. Уже в текущем году следственными подразделениями правоохранительных органов в суд направлено 126 обвинительных актов об уголовных коррупционных правонарушениях относительно 150 человек, совершивших 188 преступлений.

 

– Многие упрекают правоохранительные органы, что судьи-коррупционеры лишь в исключительных случаях попадают в их поле зрения. Какая работа проводится правоохранительными органами в этом направлении?

– На это я могу сказать, что противодействию коррупции в судебной системе специально уполномоченными субъектами уделяется значительное внимание. Однако при выявлении и документировании коррупционных проявлений в этой категории служащих правоохранители сталкиваются с большим количеством проблем, основные из которых – это усложненный порядок привлечения судей к ответственности и судейская корпоративность.

Вместе с тем, отмечу, что из года в год правоохранительные органы набирают обороты в этом направлении. В частности, в 2006 г. в суд направлено лишь 3 уголовных дела с признаками коррупции относительно судей, тогда как в течение 2012 г. в суд с обвинительным заключением направлено 31 уголовное дело данной категории по 31 судье, 2 помощникам судей и 1 руководителю аппарата суда. Из них 25 дел (78%) – по обвинению судей в вымогательстве и получении взяток по признакам преступления, предусмотренного ст. 368 УК Украины, 4 дела – по фактам получения неправомерной выгоды за влияние на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, по признакам преступления, предусмотренного ст. 369-2 УК, и 2 – по фактам вынесения судьями заведомо неправосудных решений по признакам преступления, предусмотренного ст. 375 УК. Фигурантами трех из направленных в суд уголовных дел являются четверо судей апелляционной инстанции.

К примеру, отделом по расследованию преступлений о коррупционных действиях ГПУ 12.10.2012 в Верховный Суд Украины с обвинительным заключением направлено уголовное дело по ч. 4 ст. 368 УК в отношении 2 судей Вышгородского райсуда Киевской области, которые при пособничестве помощника адвоката получили от ответчика взятку в сумме $ 50 тыс. за принятие решения по гражданскому делу о разделе совместного имущества, приобретенного во время брака. Кроме того, для рассмотрения по существу в суд направлено уголовное дело в отношении председателя апелляционного суда одной из областей, который получил $100 тыс. за совершение незаконного влияния на рассмотрение судьями апелляционной жалобы.

К административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечено 2 судьи и 2 помощника судьи. В частности, в октябре 2012 г. Галицким районным судом Львова наложено взыскание в виде штрафа в размере 1020 грн на помощника судьи Апелляционного суда Львовской области, которая получила неправомерную выгоду в размере 1500 грн за содействие в принятии решения по гражданскому делу.

Также органами прокуратуры постоянно осуществляется мониторинг незаконных судебных решений, согласно которым государству нанесен значительный экономический ущерб, и судебных решений, связанных с незаконным поглощением предприятий и учреждений. По результатам проверок обращений граждан, юридических лиц органами прокуратуры выявлено и обжаловано в апелляционном и кассационном порядке 79 судебных решений, принятых с нарушением действующего законодательства, судами уже рассмотрено и удовлетворено 62 жалобы на такие решения. Причем наряду с обжалованием незаконных судебных решений прокурорами инициировался вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности судей за нарушение ими требований действующего законодательства и присяги при осуществлении судопроизводства.

В прошлом году Высшей квалификационной комиссией судей Украины внесено 35 заявлений о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. Кроме того, членами Высшего совета юстиции от Генеральной прокуратуры Украины по результатам прокурорских проверок инициировался вопрос об увольнении судей, принявших незаконные судебные решения. По результатам рассмотрения указанных материалов прошлого года в Высший совет юстиции внесено 7 предложений относительно увольнения судей. Аналогичная работа проводится и в текущем году.

 

Беседовала Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»

Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Павло Григорович
    Павло Григорович
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва