Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
Парламентарии предлагают принять за основу законопроект №4712 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реализации положений Уголовного процессуального кодекса Украины». Проект соответствующего постановления был зарегистрирован в ВР 6 июня с. г.
В законопроекте его авторы напоминают своим коллегам о Концепции реформирования уголовной юстиции Украины, утвержденной Указом Президента Украины №311/2008 от 8.04.2008. В соответствии с этой Концепцией, говорится в пояснительной записке, в основу реформирования уголовной юстиции должны быть положены многовековые национальные традиции правотворчества и судопроизводства, которые прошли проверку временем и оправданы практикой, а также прогрессивные институты правовых систем государств Европейского Союза и нормы международного права. Целью принятия акта провозглашается гуманизация уголовной ответственности, последствием чего станет значительное уменьшение количества осужденных и лиц, лишенных свободы.
Пределы гуманизации. Уголовные проступки
Для гуманизации уголовной юстиции авторы законопроекта предлагают ввести институт уголовных проступков, что намечалось сделать значительно ранее. К уголовным проступкам предлагается отнести 185 простых составов проступков, 150 из которых на данный момент являются административными. Для того чтобы максимально смягчить вынужденную криминализацию этих админсоставов, предложена градация санкций. Т. е. при трансформации административных проступков в уголовные санкции за них будут установлены значительно более мягкие, нежели за уголовные проступки, которые раньше рассматривались как преступления. Остальные простые составы проступков, квалифицируемые как проступки незначительной тяжести, могут быть переведены в категорию уголовных с установлением за них наказания менее сурового, нежели на данный момент. В целом же из действующей Особенной части УК предлагается изъять примерно 76 статей и 48 частей статей. По мнению авторов документа, такой шаг послужит значительной гуманизации закона об уголовной ответственности.
Так, предполагается, что досудебное расследование уголовных проступков будет осуществляться по упрощенной процедуре в форме дознания. При этом, считают авторы законопроекта, во время досудебного расследования уголовных проступков не следует допускать применения мер пресечения в виде домашнего ареста, залога или содержания под стражей. Надеясь сократить расходы, по упрощенной процедуре разработчики документа предлагают рассматривать дело и в суде. При этом особый акцент делается на то, что вступление в законную силу обвинительного приговора относительно совершенного проступка не должно влечь за собой признания осужденного лица имеющим судимость.
Преступления и наказания
А вот к преступлениям, т. е. общественно опасным виновным деяниям (действиям или бездействию) парламентарии предлагают отнести 56 простых составов преступлений небольшой тяжести, около 240 составов преступлений средней тяжести, 280 тяжких и 100 особо тяжких. Всего это почти 680 простых составов преступлений.
Принципиальной новеллой законопроекта является то, что его создателями был найден компромисс между результатами реформы уголовного права, проведенной в ноябре 2011 г., которая касалась хозяйственных преступлений, и классическими подходами теории уголовного права, по которым штраф не может быть эквивалентом лишения свободы на длительные сроки, а тем более пожизненного лишения свободы.
Еще одна новация – предложение об исключении из УК как лишних и нарушающих принцип равенства всех перед законом и создающих ненужные трудности для уголовно-правовой квалификации некоторых статей, в частности, о военных преступлениях, которые, кроме субъекта, имеют все другие признаки общеуголовных преступлений.
Кроме прочего, исполняя Концепцию реформирования уголовной юстиции в Украине, парламентарии намерены ограничить сферу применения наказаний, связанных с лишением свободы.
Международный опыт