Профобразование по-новому

13:57, 2 ноября 2015
Газета: 42 (310)
МОН разработало проект Закона «О профессиональном образовании» №3231 от 06.10.2015...
Профобразование по-новому

Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»

Не секрет, что экономика Украины испытывает острый дефицит квалифицированных кадров во многих отраслях. Старение работающих лиц и отрицательный демографический процесс создают определенные препятствия для нормализации процессов воспроизводства рабочей силы. В то же время, особую актуальность приобретает вопрос мобильности, конкурентоспособности и уровня квалификации сотрудников, соответствия их подготовки растущим требованиям современного производства и работодателя. Тем более, что с развитием рыночной экономики возникают новые квалификации и новые требования к содержанию и процессу обучения работников.

Качественная подготовка трудового персонала – общая проблема, решением которой необходимо заниматься комплексно. Европейская и мировая практика убеждает в необходимости финансирования подготовки рабочих за счет определенных законодательством обязательных отчислений с доходов предприятий. Без поддержки и тесного сотрудничества с региональными органами власти, производством и бизнесом профессионально-технические (профессиональные) учебные заведения не в состоянии обеспечить подготовку квалифицированного, грамотного рабочего. Их острой проблемой является ресурсное и материально-техническое обеспечение. Из-за ограниченности бюджетных расходов в настоящее время в учебных мастерских, участках, лабораториях, полигонах и хозяйствах чаще всего используются морально и физически устаревшие оборудование, сельскохозяйственная и другая техника, срок эксплуатации которых превышает 20 лет. Это негативно влияет на качество подготовки кадров, снижает возможности профессиональной самореализации личности.

Кроме того, наблюдается несогласованность местной политики по социально-экономическому развитию и обеспечению трудовыми ресурсами с реальными потребностями регионов. Именно поэтому необходимо создать условия для качественной подготовки кадров, которые будут соответствовать требованиям современного работодателя на рынке труда.

ПТУ на данном этапе

Департаментом профессионально-технического образования Министерства образования и науки Украины были обобщены данные по итогам работы профессионально-технических учебных заведений за 2014/2015 учебный год.

По состоянию на 01.09.2015 в нашей стране насчитывается 941 государственное профессионально-техническое учебное заведение (ПТУ), из них 937 относятся к МОН Украины, а 4 – к другим центральным органам исполнительной власти. При обобщении статистической отчетности по 937 ПТУ, подчиненных МОН Украины, приведены данные только 824 из них, поскольку 53 ПТУ Донецкой и 60 Луганской областей расположены в зоне проведения антитеррористической операции.

Из 824 профессионально-технических учебных заведений: 710 ПТУ (кроме учебных центров при уголовно-исполнительных учреждениях закрытого типа), 26 профессионально-технических учебных заведений, являющихся структурными подразделениями вузов, и 23 учебных заведения других типов, предоставляющие профессиональное образование.

В течение 2014/2015 учебного года в сети ПТУ, подчиненных МОН Украины, произошли изменения: ликвидирован 1 учебный центр; 4 профессионально-технических учебных заведения реорганизованы путем присоединения к более крупным; создано 1 профессионально-техническое учебное заведение путем реформирования филиала; изменены тип и/или название 4 профессионально-технических учебных заведений. Среди выпускников ПТУ 2 и более профессий получили 86,5 тыс. человек, что составляет 52,3% общего выпуска.

По результатам анализа выполнения государственного заказа по направлениям экономической деятельности в 2014/2015 учебном году были подготовлены квалифицированные рабочие для:

  • промышленности – 41,1 тыс. человек (31,4%);
  • агропромышленного комплекса – 14,3 тыс. человек (10,9%);
  • транспорта – 21,1 тыс. человек (16,1%);
  • связи – 0,7 тыс. человек (0,6%);
  • строительства – 15,8 тыс. человек (12,1%);
  • торговли и общественного питания (сфера услуг) – 25,8 тыс. человек (19,7%);
  • жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания населения – 12,0 тыс. человек (9,2%).

Выпуск учащихся из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, составляет 5,7 тыс. человек. Из них трудоустроено по профессии 4,5 тыс. человек – 78,9% общего выпуска детей данной категории.

Что касается материально-технического и ресурсного обеспечения профессионально-технических учебных заведений МОН Украины, то на данный момент не хватает 102 кабинета из необходимых18054, 36 лабораторий из необходимых 3685, 17 учебно-производственных мастерских из 6387, 561 компьютера из нужных 30773. Средний показатель обеспеченности компьютерной техникой составляет 1 компьютер на 10 учащихся. Из всего этого видно, что ситуация с материально-техническим обеспечением ПТУ действительно не наилучшая.

Профобразование местной власти

Министерством образования и науки Украины разработан проект Закона «О профессиональном образовании» №3231 от 06.10.2015. Согласно его положениям, функции управления профессионально-техническими (профессиональными) учебными заведениями, в частности по их созданию, реорганизации, ликвидации, организации и проведению конкурсов на замещение должностей директоров ПТУ государственной формы собственности и их назначению делегируются местным органам исполнительной власти и местного самоуправления.

При этом проектом определяются следующие типы профессионально-технических учебных заведений:

  • региональный центр профессионального образования;
  • профессиональный колледж;
  • профессиональный лицей;
  • центр профессиональной подготовки.

Структура профессионального образования должна состоять из образовательно-квалификационных уровней и образовательно-профессиональных степеней. Получение профессионального образования на каждом образовательно-квалификационном уровне предполагает успешное выполнение лицом соответствующей образовательной программы и является основанием для установления образовательно-профессиональной степени квалифицированного рабочего или младшего специалиста.

Документами, подтверждающими получение лицом профессионального образования и профессиональной квалификации по определенным образовательно-квалификационным уровням и профессиональным образовательным ступеням, согласно законопроекту, должны быть: диплом младшего специалиста; диплом квалифицированного рабочего; свидетельство квалифицированного рабочего; сертификат о профессиональном обучении. Образцы документов о профессиональном образовании государственного образца утверждаются Кабмином.

Действительно, рынок труда Украины необходимо обеспечивать образовательными услугами и квалифицированными рабочими кадрами. Предложенный законопроект, по идее, позволит это сделать путем развития оптимальной сети профессиональных учебных заведений, которые будут осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации молодых специалистов и квалифицированных рабочих, профессиональное обучение незанятого населения, работающих и руководителей среднего звена управления.

Но для реализации положений законопроекта необходимо материальное обеспечение. А по вопросам финансирования министр образования и науки Украины Сергей Квит отметил, что на данный момент говорить о деньгах довольно сложно, ведь в проекте Государственного бюджета на 2016 г. средства, например, на проведение добровольной сертификации учителей и повышение заработной платы тем, кто пройдет такую сертификацию, не заложены. «Для этого нет правовых оснований, потому что нет соответствующего закона. Закон «Об образовании» только будет вноситься правительством в парламент, но на данном этапе уже внесены два важных законопроекта – «О профессиональном образовании» и «О науке и научно-технической деятельности», которым важно уделить внимание», – отметил С. Квит.

Другими словами, в нашей стране необходимо принять такой закон, который позволил бы решить вопросы с финансовым и материально-техническим обеспечением и создать такие учебные заведения, которые смогут осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации молодых специалистов и квалифицированных рабочих в соответствии с потребностями регионального рынка труда и общегосударственными нуждами. Будем надеяться, что государство все-таки найдет средства на это, ведь от этого будет зависеть качество профобразования, а значит, и уровня подготовки квалифицированных кадров на рынке труда.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Новые правила распределения судебных расходов и освобождения от них
Новости онлайн