Судить по декларации

10:34, 21 марта 2016
Газета: 11 (329)
Чиновники и судьи окажутся под микроскопом спецслужб и граждан...
Судить по декларации
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Чиновники и судьи окажутся под микроскопом спецслужб и граждан...


Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

17 марта Президент Петр Порошенко после переговоров в Брюсселе сообщил новость: Украина выполнила все обязательства для либерализации визового режима. На прошлой неделе Верховная Рада приняла последний «безвизовый» закон – скандальный законопроект №3755 «Об особенностях предоставления должностными лицами деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в 2016 году». Документ поддержали 278 народных депутатов, однако его нормы стали предметом баталий как во время предварительного обсуждения, так и при принятии.

В Европу без коррупции

Как уже было отмечено, законопроект №3755 был разработан в ходе выполнения Плана действий по либерализации ЕС визового режима для Украины. Кроме принятия самого закона, наша страна взяла обязательство запустить в этом году полноценную работу всех антикоррупционных органов. В комплексе это оказалось очень трудной задачей, решение которой искали в течение последних лет. И сказать, что эта задача решена, все еще нельзя.

Что же касается электронного декларирования, то внедрить его многократно предлагали в рамках разных законопроектов, но эти предложения неизменно отвергались парламентариями. Более того, 12 марта с. г. вышеназванный законопроект не устроил Президента, и тот отправил его на доработку, сопроводив своими требованиями. Главным из них было нежелание откладывать дело в долгий ящик и предусмотреть обязанность подавать электронные декларации уже с 2016 г., а для ослушавшихся сразу ввести уголовную ответственность за нарушения в декларировании. Причем исключений в рамках закона нет, одинаковую форму декларации вынуждены будут заполнять как простой служащий самого низшего ранга, так и министры, депутаты, судьи, прокуроры и их заместители.

Закон также обещает, что в такой же равной степени каждый из выше перечисленных будет нести ответственность за нарушения в рамках действующего законодательства. «Вопрос внедрения в практику работы системы подачи и обнародования в соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции» деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, является крайне актуальным», – отметил Президент в своих предложениях. Но несмотря на проявленную главой государства строгость, всем понятно, что принятие закона – это только полшага вперед. По какому сценарию будут развиваться события дальше, предугадать пока сложно, ведь у противников этого довольно несвойственного для Украины закона остается много способов и шансов задержать его реализацию.

Шах или мат

В день принятия закона состоялась панельная дискуссия, в ходе которой был представлен новый проект «Прозрачность и добросовестность публичного сектора в Украине» (2015–2018), разработанный правительством Дании и ПРООН в Украине в тесном сотрудничестве с украинскими партнерами. Проект имеет целью обеспечить работу украинских органов по предупреждению коррупции согласно международным стандартам прозрачности и ответственности, а также способствовать их более оперативной и эффективной деятельности. Именно в рамках этого мероприятия участникам была представлена сама система электронного декларирования, так сказать, в действии. Надо отметить, что оказалась она достаточно несложной. Более того, она разработана таким образом, чтобы напомнить декларанту обо всех деталях и пунктах, о которых он мог забыть или которые не учел, а такая разработка сводит к минимуму технические ошибки.

При этом следует отметить широкие возможности самой системы и некоторые изменения структуры, которые не совсем на руку чиновникам. Согласно с новым законодательством, вместо Государственной фискальной службы декларации будут проверяться сотрудниками новой службы Национального агентства по предупреждению коррупции (НАПК). Однако именно с работой этого ведомства и связана сегодня основная проблема. Так что в целом можно надеяться, что принятый закон и его нормы могут поставить решительный «шах» коррупционным схемам, сегодня успешно процветающим, но дальнейшая неэффективная работа НАПК может, в свою очередь, поставить окончательный «мат» всем начинаниям, сведя всю проделанную работу на стартовые позиции.

Напомним, споры вокруг Национального агентства по предупреждению коррупции обострились еще с конца прошлого года. Планировалось, что оно начнет работу с января с. г., но к этому времени столь нужный государству орган все еще существовал лишь на бумаге. Причины, почему «не смогли и не успели», самые разные, и не последнюю роль в этом сыграл, снова-таки, политический фактор. А между тем, согласно нормам Закона «О предотвращении коррупции», который вступил в силу с 26.04.2015, именно НАПК должно было принять окончательное решение о начале работы системы электронного декларирования. Это означало, что если орган не заработает в ближайшее время, эффектная презентация в рамках обозначенной выше дискуссионной панели окажется не более, чем бахвальством перед международными экспертами и украинцами. Именно поэтому прошлая неделя выдалась «жаркой» – пришлось в срочном порядке сформировать и запустить работу НАПК.

14 и 15 марта конкурсная комиссия провела собеседование с 10 кандидатами и, невзирая на споры, не смогла прийти к окончательному выбору. «Как показало обсуждение кандидатов членами конкурсной комиссии, такие критерии, как лучший профессиональный опыт, знания и качества кандидата, согласно п. 3 ч. 6 ст. 5 Закона «О предотвращении коррупции», фактически были подменены личной симпатией или антипатией к тому или иному кандидату», – так оценил первые сутки работы конкурсной комиссии кандидат в члены НАПК Николай Хавронюк. Однако аккурат перед поездкой Президента в Брюссель, 16 марта комиссия удивительным образом смогла избрать еще двух членов этого Агентства – Руслана Рябошапку и Руслана Радецкого. И уже в составе 4 человек (Наталья Корчак и Александр Скопич были избраны ранее – прим. ред.) новый орган считается дееспособным и может начать работу. А объем работы у него, судя по всему, будет очень большой.

Что будут декларировать депутаты, чиновники и судьи

Пока электронное декларирование не запущено, рассуждать о его плюсах и минусах можно только теоритически, исходя из того, что написано на бумаге и разработано как тестовая модель. Хотя и она вызывает множество как позитивных, так и негативных мнений.

«Новая декларация будет выглядеть иначе. Она шире по объему и подается через онлайн-форму. Сами же декларации хранятся в едином реестре, который является открытым и дает возможность проводить мониторинг процесса. Кроме того, новая система расширяет положения о декларировании, касающиеся наличности, незавершенного строительства и, самое главное, компаний, в которых чиновник является бенефициаром», – сообщила первый заместитель министра юстиции Наталья Севостьянова во время тестовой публичной демонстрации системы. В подтверждение этих слов был продемонстрирован наглядный видео-тест электронной декларации, которую частично заполнили онлайн от имени выдуманного человека.

Декларация насчитывает 16 достаточно полных и объемных разделов, из которых декларант заполнит только те, которые имеют отношение к нему. Отметим, что действительно новыми оказались 6 разделов. Согласно им, чиновникам придется отчитаться о наличии корпоративных прав, перечислить объекты незаконченного строительства, сообщить о нематериальных активах, о наличии юридических лиц, конечными бенефициариями которых они являются, обязательным станет и отчет о своих расходах. Кроме того, декларант обязан указать, членом каких организаций он является. Разумеется, традиционно чиновник предоставляет информацию о движимом и недвижимом имуществе, доходах и т. д. но, как обещали разработчики, и эти данные будут запрашиваться в более широком объеме, чем раньше.

Однако основные вопросы касаются цепи взаимодействия. «Все типы проверок по новой системе включают мониторинг стиля жизни, который будет проводить НАПК. Система будет интегрирована с реестрами и подскажет сотруднику НАПК о том, что чиновник забыл что-то указать», – объяснила во время презентации Н. Севостьянова. Это означает, что система декларирования фактически будет электронной паутиной, связанной с уже имеющимися в открытом доступе и пока еще закрытыми реестрами. Как было отмечено, первым дал доступ к реестрам Минюста, также система уже связана с фискальной и таможенной службами. На практике это будет означать, что скрытая декларантом информация легко будет прослеживаться как спецслужбами, так и общественными организациями. Кроме того, министр юстиции Павел Петренко пообещал, что любой любопытный, общественно активный гражданин сможет поинтересоваться, все ли указал тот или иной чиновник в декларации, проверив его по открытым реестрам движимого и недвижимого имущества, реестру доверенностей и т. д., и если заметит неточности, вправе обратиться в суд.

Службы, которые специально созданы для того, чтобы проводить проверки и расследования, будут наделены еще более широкими возможностями. Опять-таки, благодаря тому, что система связана с рядом других служб, инспекторы и следователи, имея доступ к реестрам таможенной службы, например, быстро смогут проверить, когда и в каком направлении декларант пересекал границу Украины, а уже после сопоставить, отвечают ли его доходы тем или иным путешествиям и их количеству. В дальнейшем планируется доработать и усовершенствовать систему, которая, предположительно, будет способна самостоятельно в течение нескольких часов автоматически проверить декларанта по всем связанным реестрам и службам, а также сделать анализ доходов и расходов декларанта.

Именно такая система, считают многие эксперты, способна реально побороть коррупцию. «Сейчас есть все возможности для проверки чиновников через электронные реестры, которые открыл Минюст. Остался последний элемент – публичные электронные декларации и мониторинг каждого чиновника на предмет его стиля жизни», – заключил П. Петренко.

«Новое законодательство и комплексное открытие реестров и деклараций дают возможность каждому гражданину Украины взяться за проверку судьи, участкового или любого другого чиновника в своем районе. Главное, чтобы это была тотальная борьба по всей стране. Когда земля загорится под ногами у коррупционеров, мы почувствуем пользу от этого законодательства», – уверен глава парламентского Комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Егор Соболев. Остается надеяться, что вся система в комплексе действительно заработает, и если это случится, то будет реальным прорывом в политике Украины.

Теория и практика

К сожалению, в нашей стране есть печальная тенденция, что теория часто расходится с практикой. И сегодня многих волнует вопрос, не случится ли так и с данным начинанием. Анализируя тему, мы задавали этот вопрос самым разным специалистам. И отметим, что почти все честно признались: работы еще много, да и трудностей немало. «Хочу отметить, что Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) уже прошло определенный путь, который предстоит еще пройти НАПК. Прежде всего, это получение доступа к реестрам и разного рода базам данных, которые необходимы для проверки деклараций. Если быть реалистами, по моему мнению, до конца этого года это будет трудно сделать», – поделился своим мнением глава Национального антикоррупционного бюро Украины Артем Сытник. Однако он заверил, что организационные вопросы полностью тормозить и блокировать работу не будут. «Я от имени НАБУ могу предложить помощь, поделится опытом на этапе начинания работы НАПК, поскольку заинтересован в плодотворном сотрудничестве», – отметил он.

В свою очередь, представители Минюста также признались, что хоть IТ-продукт создан и готов к запуску пилотного проекта, работы осталось много. «Для того, чтобы реально начать работать с новой системой и подавать декларации чиновников, нам надо иметь для начала помещение службы НАПК, и минимум быстро и качественно провести работу по набору персонала», – прокомментировала Н. Севостьянова. Поделился своими прогнозами и Р. Рябошапка: «Думаю, в самом оптимистическом варианте НАПК сможет начать проверку поданных деклараций с 1 июля с. г.».

Изучая мнения практиков, интересно было узнать, как видят систему в работе следователи специализированной антикоррупционной прокуратуры. А они отметили ряд трудностей, связанных со сбором доказательной базы. Надо заметить, что эта проблема имеет постоянный характер в нашем законодательстве, а все потому, что оно не согласовано. Как оказалось, иметь информацию мало – надо еще доказать, что тот или иной чиновник нажил свое имущество, злоупотребляя законом, или умышленно, например, не обозначил в декларации свою яхту. «Были у нас реальные случаи в практике, когда суд закрывал дело потому, что нельзя было доказать умысел декларанта, ведь он утверждал, что не знал о том, что его жена, например, владеет автомобилем или определенным недвижимым имуществом, и только поэтому не указал его в декларации», – поделился опытом первый заместитель специализированной антикоррупционной прокуратуры Максим Грищук.

По всему видно, что вопросов, оставшихся без ответов, еще достаточно. Да и сам закон далеко не совершенен, и окончательно проявить себя он сможет только в практике. А пока, очевидно, у чиновников-коррупционеров есть немного времени, чтобы подготовиться и с наименьшими потерями для себя приступить к исполнению закона. «Я обращаю внимание наших активистов на статистику разводов. Наиболее не сложившимися на сегодняшний день парами являются семьи судей и прокуроров. Они несчастные люди, поскольку сначала их супруги становятся самыми удачливыми бизнесменами, а сегодня им приходится разводиться. Очень интересная статистика разводов по профессиональному признаку», – заметил народный депутат Украины Виктор Чумак. Кроме прочего, это говорит и о том, что некоторые опасения и дискомфорт нечистые на руку чиновники все же испытывают и ищут способы обезопасить себя и свое имущество.

Мнение же общественности сегодня разделилось на оптимистическое и пессимистическое. Одни граждане уверены, что главное – запустить систему, и она непременно даст позитивные всходы, а другие видят много предохранительных факторов, которые, как всегда, уберегут самых влиятельных коррупционеров, и те, как и прежде, останутся неуязвимыми для закона. Кто окажется прав, покажет время.

Бумажная декларация не спасет

Сегодня уже не остается сомнений, что все украинские чиновники и судьи должны будут в этом году подать декларации о своих доходах и расходах в электронном виде. Коснется это и тех, кто уже успел подать документ в бумажном варианте. Как отметили представители Минюста, таким госслужащим придется продублировать свои декларации. Правда, с учетом того, что система будет работать только первый год, дублировать ее будут обязаны те, кто занимает особенно значительные должности. Какие это будут должности, определит в своем решении НАПК. «Но это будут все правоохранители, занимающие посты от руководителя районного управления и выше, все прокуроры, все судьи, все политики и все чиновники І–ІІІ категории», – прокомментировал В. Чумак.

Отметим, что подписывать такую декларацию нужно будет электронной подписью, и как отметили представители Минюста, отсутствие последней не может быть уважительной причиной, по которой чиновник вовремя не подал декларацию. Как выяснилось, многие чиновники в регионах всерьез напуганы мнимой дороговизной этой услуги и большими очередями. Для того, чтобы избежать подобных недоразумений, правительство приняло решение о бесплатной выдаче электронных цифровых подписей на базе Минюста, фискальной службы и казначейств. Поэтому Минюст настоятельно рекомендует обращаться в данные ведомства и как можно скорее получать ЭЦП. «Как только система начнет работать, чиновники должны быть готовы подать свои декларации», – предупредила Н. Севостьянова.

Остается еще раз отметить прогрессивность этого начинания и надежду украинцев, что данная система может приблизить нас к европейским стандартам жизни.


«По статистике за прошлый год, из 72 производств по ст. 366-1 УК, которые были зарегистрированы, больше половины закрыты», – первый заместитель специализированой антикоррупционной прокуратуры Максим Грищук


Новая электронная система декларирования разработана так, что в открытом доступе будет скрыта личная информация декларанта. Адрес, идентификационный номер, паспортные данные и т. д. не будут видны


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Павел Петренко, министр юстиции Украины

– Сегодня идея небольшого числа романтиков относительно того, что в Украине может быть прозрачная система контроля за чиновниками, фактически притворяется в жизнь. Система электронного декларирования – это тот инструмент, который даст украинскому обществу возможность иметь действенный контроль за государственными чиновниками. Она позволит каждому налогоплательщику знать, на что тратятся государственные средства. Мы взяли лучшие практики наших партнеров и реализуем их в жизнь уже сейчас. У нас поле для коррупции всегда создавали бюрократия, зарегулированность, а также безответственность и бесконтрольность чиновников. Вводя новую систему, мы фактически убираем момент, связанный с безответственностью и отсутствием контроля. В течение последних 20 лет в Украине чиновничий аппарат, который приходил к власти, имел одну цель – использование своих полномочий в личных целях. Украинские чиновники были очень «бедны», а их родственники благодаря цепи удивительных обстоятельств становились крупными бизнесменами, олигархами и очень успешными людьми. Поэтому еще с 2013 г. мы начали сложный путь лоббирования новых антикоррупционных законов. И теперь они начинают давать практические результаты.

Второе мое убеждение состоит в том, что реформирование нашей правоохранительной системы, особенно той ее части, которая касается коррупции, возможно только одним способом, а именно путем создания новых органов с новыми людьми, новой философией и новыми подходами. Какая-либо реформа старых органов не имеет никакого смысла.

Александр Данилюк, замглавы Администрации Президента Украины

– Сейчас отстраивается очень серьезная система борьбы с коррупцией. Сегодня многие спрашивают: а где результаты? Я уверен, что результат будет виден очень скоро. Закон принимался тяжело. С одной стороны кричали «предательство», с другой – что примут его «только через наш труп», но все же консенсус был найден. Главное сегодня – видеть систему в целом и роль каждого органа, запустить систему деклараций, и чтобы в нее поступило как можно больше информации. Сегодня уже все – и депутаты, и я как представитель Администрации Президента, и министры поняли, что в этом году мы будем подавать электронные декларации. Это реальность, через которую мы все пройдем, это тот экзамен, который мы сдадим первые. На нас эта система будет проверена, а уже на наших ошибках будут учиться остальные.

Мы очень много работали над этим проектом. Скажу честно, к нему есть много замечаний и предложений, но понятно, что на этом этапе мы не можем сделать законопроект идеальным. Поэтому мы пройдем первый этап, и практика покажет, как работать дальше, как улучшить систему.

Наталья Севостьянова, первый заместитель министра юстиции Украины

– Самая большая проблема, которая стояла на пути реализации проекта – это мифы. Было очень сильное давление в парламенте и очень много дискуссий по поводу того, что правда, а что – нет. Сегодня НАПК может приступить к работе, и как только оно утвердит форму электронного декларирования, система заработает и начнется отсчет времени подачи деклараций по новой форме. Новая декларация подается в онлайн-форме, которая довольно проста и хранится в открытом реестре. Одним из существенных различий между старой и новой процедурой декларирования является момент ответственности. Ранее декларант фактически не нес ответственности за нарушения, проще говоря, санкции фактически и практически не работали. Сегодня все будет по-другому. Новые изменения предусматривают и уголовную, и административную ответственность в случае нарушения норм закона, касающихся декларирования.

Хочу отметить ту работу, которая уже сделана. Уже готово ядро системы, готов сервис авторизации декларанта, который сегодня возможен через ЭЦП или банковскую систему, сервис заполнения, публичный веб-сайт. Сегодня для полного запуска не хватает пройти процедуру завершающего тестирования, чтобы не допустить какое-либо вмешательство в работу системы, и завершить процесс интеграции системы с реестрами, поскольку реестров очень большое количество.

Егор Соболев, глава Комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции

– Я уже подал свою декларацию в электронном виде. Скажу честно, как для первого раза волновался, поскольку система незнакома, боялся сделать ошибки. Признаюсь, подключил к процессу своих помощников и бухгалтера. С бухгалтером возник спор, потому что я посчитал, что деньги, которые я в прошлом году получил на выполнение депутатских полномочий, а это 80,5 тыс. грн, я должен внести в декларацию, а бухгалтер со мной не согласился, и сама система не предусматривает ни таких доходов, ни такого вида деятельности. В остальном я не испытал никаких трудностей. Уверен, что это единственный способ держать всех чиновников под контролем, поскольку у любого гражданина будет возможность увидеть и проверить декларацию, сверив ее со всеми реестрами. Недвижимость, автомобили и земля – все видно в реестрах.

Артем Сытник, глава Национального антикоррупционного бюро

– Эффективное сотрудничество НАБУ и НАПК очень важно. Отдельно эти два органа работать не могут, это не принесет пользы никому. Со своей стороны хочу сказать, что готов к сотрудничеству. Основными наработками НАПК будут материалы по двум статьям Уголовного кодекса – 368-2 и 366-1. Что касается второй нормы, она на сегодняшний день не работает, и мы с нетерпением ждем, когда же, наконец, НАПК утвердит форму декларации, и мы начнем проверять ее на предмет этого преступления. Как раз эта проверка и будет задачей НАПК, а процесс этот довольно сложный. Кроме того, частично у нас не запущенна до конца норма о незаконном обогащении, и эту норму тоже надо будет внедрять в практику. Поэтому чиновники и боятся электронного декларирования, ведь процесс разбирательства может затронуть каждого.

Виктор Чумак, народный депутат Украины

– Мы приняли компромиссный закон. Я не считаю его идеальным, его еще нужно совершенствовать. Первое, что хотелось бы отметить, так это риск двойной юрисдикции, который заложен в этом законе. Так, за подачу недостоверных сведений в декларации предусмотрена и уголовная, и административная ответственность. Поскольку можно применять санкции в рамках как одного, так и другого законодательства, возникает вопрос, кто и как будет оценивать обстоятельства. В этом есть риски, и их надо будет убирать. Но сегодня мы этого делать не будем, сегодня есть победа, мы будем работать, а вот в дальнейшем надо будет подумать и об этом.

Хочу отметить, почему чиновники боятся этой системы. Там есть разделы, которых раньше в декларации не было. Теперь придется, кроме прочего, отметить, например, наличие ценной библиотеки или дорогого антиквариата. А поскольку имя чиновника известно, можно спросить, как он на свою зарплату, будучи всю жизнь на госслужбе, смог приобрести все это. На сегодня, думаю, все готово для того, чтобы начать работу. Безусловно, еще есть срочные задачи – нужно набрать персонал, решить некоторые организационные вопросы. Но что касается работы самой системы электронного декларирования, думаю, она готова к запуску. И уже в этом году чиновники должны будут задекларировать свое имущество, которое стоит более 130 тыс. грн.

Александр Скопич, член Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции

– В первую очередь, как уже избранный член НАПК хочу отметить, что одна из основных функций ведомства – превентивная. И тут не нужно расширять или сужать полномочия – нужно четко им следовать. Нельзя забывать и о других функциях, которые возложены на НАПК – это и создание условий для предотвращения конфликта интересов, и этика поведения госслужащих. НАПК не должно превратиться в карательный орган.

Руслан Рябошапка, член Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции

– НАПК имеет очень много механизмов и инструментов, связанных с контролем над конфликтом интересов. Многие наши чиновники не любят не только заполнять декларации, но и работать прозрачно. 2016-й – это год становления антикоррупционной политики. Он обозначился изменением антикоррупционной культуры. Бороться с таким явлением, как коррупция, надо не только силовыми методами, но и изменением отношения граждан к нему. Полагаю, работа агентства с общественностью в этом направлении даст свои результаты. Кроме того, надо иметь в виду, что с 1 июля с. г. вступает в действие закон о предотвращении политической коррупции. В связи с этим НАПК должно будет проверить документы политических партий по их финансированию за I–II квартал. И в зависимости от того, будут ли отвечать эти документы действительности, будет решаться опрос дальнейшего государственного финансирования партий. Об этом почему-то сегодня мало вспоминают, а между тем, это одна из функций НАПК.

Николай Хавронюк, кандидат в члены НАПК, председатель НКС при Верховном Суде Украины (2011–2014 гг.)

– Бороться с коррупцией на самом деле легко. Рецепт во всем мире был один. Он появился еще много столетий назад и был записан в Библии. Звучит он так: «Не укради». Лучшего рецепта человечество еще не придумало. Мы придумываем правила, через которые, как через высокий забор, не должны перелазить коррупционеры. Мы предусматриваем ответственность за нарушение этих правил. Кроме того, мы разыскиваем лазейки, которые сделали в этом заборе коррупционеры, и пытаемся их ликвидировать, меняя законодательство. Но на мой взгляд, мы сами себе усложняем процесс. У нас очень объемное законодательство. Мы создаем проблемы, а потом пытаемся их решать. И опять встает вопрос: насколько много должно быть этих правил, если оно всего одно: не укради.

Валентина Симоненко, председатель Совета судей Украины

– Уже сегодня есть примеры, когда судье подбрасывают гранату, и никто не обращает на это внимания. Судей похищают, жгут дома или машины. Нередки звонки с угрозами относительно определенных дел. Если информация из декларации не будет работать совместно с нормами Закона «О защите персональных данных», это может повлечь очень большие проблемы. И первые, кто окажутся под угрозой – судьи, которые рассматривают дела. Декларация и в нынешнем виде сложная, и никто не ожидал, что она будет настолько комплексная. Я думаю, ввести систему можно и в этом году, но для того, чтобы люди смогли заполнить такую декларацию в следующем году, собрали все необходимые документы. Тогда они не будут опасаться сделать ошибку, за которую предусмотрена уголовная ответственность.

Что касается дальнейших разбирательств по тем материалам, которые могут возникнуть в отношении должностных лиц в результате нарушения данного законодательства, то считаю, что такие разбирательства должны брать на себя суды высшей инстанции.

Алексей Филатов, заместитель главы Администрации Президента

– Система электронного декларирования не должна превратиться в какой-то слишком усложненный механизм, который будет использоваться для того, чтобы ловить декларанта на каких-то технических ошибках, а тем боле, использовать эти ошибки как инструмент влияния. Но прозрачность процесса должна быть – это составляющая открытости. Должно быть максимальное декларирование как доходов, так и расходов, и родственных связей. И для судей это особенно важно. При этом, конечно, надо придерживаться принципа справедливости, поскольку судьи не должны быть перегружены этими обязательствами по сравнению с другими госслужащими. Отмечу, что принцип прозрачности заложен правильно, и я его поддерживаю.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки