Оперативно-розыскная деятельность: новые реалии требуют нового закона

06:16, 20 июня 2016
Газета: 23 (341)
Задачи ОРД поделены на 3 группы. Кроме непосредственно поиска и фиксации данных о противоправной деятельности, к ним также относятся получение информации о правонарушениях, которые не являются уголовными...
Оперативно-розыскная деятельность: новые реалии требуют нового закона

 Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»

3 июня с. г. представители разных депутатских фракций Андрей Кожемякин, Николай Паламарчук, Виктор Король, Виктор Развадовский, Юрий Мирошниченко, Артур Палатный и Владислав Бухарев зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №4778, которым предлагается изложить в новой редакции Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Как поясняют инициаторы проекта, поднимается вопрос о том, что действующий закон об ОРД морально устарел. Другой немаловажной причиной принятия нового закона депутаты называют несогласованность законодательства, которое регулирует оперативную и процессуальную деятельность, учитывая принятие нового УПК. Из-за законодательной неурегулированности согласование и санкционирование оперативно-следственных мероприятий и негласных следственных действий требует длительного времени, что негативно влияет на их результативность и эффективность.

Еще большую актуальность упомянутые вопросы приобрели со вступлением в силу законов «О Национальной полиции», «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» и »О Государственном бюро расследований». При этом действующий закон об ОРД не отвечает в полной мере требованиям практики Европейского суда по правам человека. В итоге инициаторы считают внесение изменений в этот закон нецелесообразным и предлагают вместо этого принять новый нормативный акт.

Базовые нормы нового закона об ОРД

Абсолютно новой частью законопроекта №4778 является раздел «Определение терминов». В нем определено, что такое аудио- и видеоконтроль места и лица, что такое снятие информации с различных источников и фиксация, контроль телефонных разговоров и корреспонденции, что такое негласное сотрудничество и штатный негласный работник, а также множество других понятий. Тем самым многие элементы и методы оперативно-розыскной деятельности получают общее и специализированное определение на уровне законодательства, а не только специальных инструкций МВД или правовой литературы.

Далее положения проекта подают измененные по сравнению с действующей редакцией закона определения задач оперативно-розыскной деятельности и принципов, на которых она основывается. Так, ст. 1 действующего закона говорит о задаче ОРД как о поиске и фиксации фактических данных о противоправных деяниях с целью пресечения правонарушений, а также в интересах безопасности граждан, общества и страны. А ст. 2 законопроекта подает расширенный список, разделяя задачи ОРД на 3 группы. Кроме непосредственно поиска и фиксации данных о противоправной деятельности, к ним отнесены также получение информации о правонарушениях, которые не являются уголовными, если это способствует противодействию преступлениям, и получение информации о фактах и обстоятельствах, которые не содержат признаков уголовного правонарушения, но в соответствии с законодательством требуют проверки.

Такая формулировка фактически расширяет сферу, в которой осуществляется оперативно-розыскная деятельность, за пределы уголовного производства и может вызвать негативную реакцию общественности. Хотя пределы ОРД будут очерчены законодательством (к слову, не обязательно уголовным), и это позволит избежать незаконного вмешательства осуществляющих ее органов в сферы, прямо не касающиеся правонарушений, пока это не разрешит законодательный орган. Кроме того, это прямо связано с некоторыми задачами ОРД, такими как установление местоположения без вести пропавших лиц или анкетных данных неузнанных лиц, что не всегда связано с уголовным производством.

Перечень принципов верховенства права, законности и соблюдения прав и свобод человека, на которых строится ОРД, законопроект предлагает дополнить принципами:

  • наступательности (осуществления ОРД с целью предотвращения преступлений до их совершения или пресечения будущих возможных преступлений);
  • конспиративности (осуществления негласных мероприятий в полной тайне от тех, кто не имеет доступа к информации о их проведении по закону);
  • объединения гласных и негласных мероприятий;
  • взаимодействия с госорганами, населением, неправительственными или общественными организациями;
  • соответствия и адекватности использования оперативно-розыскных мероприятий степени общественной опасности противоправной деятельности.

Нужно отметить, что расширенные определения перечисленных принципов в проекте №4778 не приводятся, но в отдельных статьях уделяется внимание как соблюдению принципа законности, так и обеспечению прав и свобод человека. Так, в ст. 6 прямо указано, что в случае нарушения прав и свобод человека или законных интересов юридических лиц в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также в случае, если причастность к правонарушению лица не подтвердилась, подразделения, которые осуществляют ОРД, обязаны безотлагательно восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб. Граждане Украины имеют право обращаться по этому поводу в соответствующее подразделение и получать письменные пояснения. Обязанность по восстановлению прав и возмещению ущерба также возлагается на судей и прокуроров, которые должны этому всеми методами способствовать.

Кто и каким образом должен осуществлять ОРД

Предусматривает проект и исчерпывающий перечень оснований для проведения ОРД, а также приводит список подразделений, которым предоставляется право ею заниматься, причем он более соответствует действующему законодательству. В этот список включены СБУ, Национальная полиция Украины, Государственное бюро расследований, Государственная пограничная служба, Управление государственной охраны Украины, Государственная фискальная служба, Государственная пенитенциарная служба, разведывательный орган Министерства обороны Украины и Национальное антикоррупционное бюро Украины. При этом предлагается запретить проведение ОРД подразделениям других структур, а также общественным и частным организациям или лицам (как указано и в действующем законе).

Далее законопроект четко определяет непосредственно оперативно-розыскные мероприятия и порядок их совершения, а также требования к документальному оформлению. Так, в ст. 10 содержится перечень из 29 оперативно-розыскных мероприятий, и отдельным пунктом определено, что этот список может быть расширен только на основании закона. В ст. 11 для каждого упомянутого в проекте подразделения определены те мероприятия из перечисленных, которые он может осуществлять.

Третий раздел проекта №4778 посвящен оперативно-розыскному производству. Он включает определение стадий процесса, строки ведения оперативно-розыскных дел и их закрытия, а также правила использования полученных материалов. Нужно отметить, что в действующем законе об ОРД существенные элементы оперативно-розыскного производства хоть и были определены, но их структура была сформулирована нечетко. Новый проект вводит понятие «оперативно-розыскное производство», определяет стадии этого процесса и четко привязывает к каждой из них конкретные оперативно-розыскные мероприятия в пределах их перечня.

Другие существенные положения

Немаловажно, что в законопроекте регулируется вопрос контроля оперативно-розыскной деятельности, включая парламентский, судебный и общественный. Также отдельно выделен прокурорский надзор за соблюдением законности во время осуществления ОРД, определены субъекты такого надзора, его предмет и пределы компетенции прокуроров в данной сфере. В отличие от прокурорского, другие варианты контроля в действующем Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» не отражены.

Раздел 6 проекта №4778 предполагает государственный ведомственный и вневедомственный контроль. В первом случае речь идет о контроле над подразделениями со стороны их «головных» структур, а во втором – со стороны Президента Украины, ВР, Кабмина и судов (в пределах их компетенции). Парламентский контроль, согласно нормам законопроекта, должен быть реализован через отчеты перед соответствующим Комитетом ВР, которые представляют Генеральный прокурор и руководители соответствующих правоохранительных органов. Судебный контроль функционирует как через реализацию права на судебное рассмотрение и оспаривание незаконных действий и решений, так и в процессе проверки судом соблюдения законности при принятии решений о назначении следственных действий.

Общественный контроль законопроект предлагает реализовать через ежегодную отчетность руководителя территориального органа, к которому принадлежит подразделение, осуществляющее ОРД. Такие отчеты должны публиковаться на официальных веб-порталах. Кроме того, представители общественности могут быть привлечены к общему рассмотрению жалоб на действия или бездействие работников оперативных подразделений и к проверке информации о несоответствующем исполнении возложенных на них обязанностей. Такого механизма в действующем законе нет, и о его эффективности можно будет судить только после того, как проект будет реализован в виде действующего нормативного документа.

Помимо этого, законом в редакции проекта №4778 регулируются вопросы осуществления негласных следственных действий и ОРД во время уголовного производства оперативными подразделениями, оперативно-розыскного сопровождения уголовного производства, использования материалов, полученных в результате таких мероприятий.

Как видим, проект нового закон об ОРД достаточно детализирован и включает многие механизмы, которые действующему нормативному акту в этой сфере не присущи. 

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Зарплати суддів: що мав на увазі КСУ, визнавши окремі норми неконституційними
Сегодня день рождения празднуют
  • Галина Момонт
    Галина Момонт
    судья Кировоградского окружного административного суда
  • Игорь Бенедисюк
    Игорь Бенедисюк
    председатель Высшего совета правосудия
  • Андрей Черногуз
    Андрей Черногуз
    судья Хозяйственного суда Киевской области