Комитеты Верховной Рады: не открытый, а закрытый доступ, или Реформы любят тишину

06:06, 11 июля 2016
Газета: 26 (344)
Ни стенограмма, ни аудиозапись не могут отразить, собралось ли в действительности большинство членов комитета на заседание...
Комитеты Верховной Рады: не открытый, а закрытый доступ, или Реформы любят тишину

Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»

«Идет реформа, не входить». Такую табличку стоило бы повесить на Комитет Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия, который отвечает за рассмотрение важнейших законов, связанных с реформой правосудия и не только. Последние полгода его заседания проводятся фактически в закрытом режиме. Фактически – поскольку анонс заседания вроде бы и размещается на сайте ВР в соответствующем разделе, однако время и место меняются в последний момент. Так произошло, когда Комитет должен был рассматривать законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины в части правосудия, законопроект «О судоустройстве и статусе судей» №4734, законопроект «Об очищении власти» №2695, вопрос о претендентах в члены Центральной избирательной комиссии и т. д. Эта ситуация складывается, несмотря на широко разрекламированные изменения в Закон «О комитетах Верховной Рады Украины», принятые в конце прошлого года, относительно доступа СМИ на заседания комитетов.

Неуловимый комитет правосудия

В последнее время ситуация с доступом к мероприятиям, проводимым в стенах парламента, больше напоминает игру в прятки. Журналистам профильных юридических изданий приходится буквально «охотиться» на представителей секретариата Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия, ответственного за основные реформы в юридической сфере, и «допрашивать» их на предмет того, во сколько и где будет проведено заседание. Зачастую последние или действительно сами не владеют такой информацией, или тщательно скрывают ее.

В итоге о месте и времени заседания обычно становится известно менее, чем за час. Комендатура охраны Верховной Рады Украины в таких случаях утверждает, что не вправе пропускать журналиста, если уполномоченные лица аппарата ВР вовремя не сообщили им о соответствующем мероприятии или о допуске журналистов на него. Пресс-служба Верховной Рады, в свою очередь, ссылается на отсутствие уведомления от секретариата комитета о, например, переносе заседания на другую дату и время, чем указано в официальном анонсе. В связи с этим журналистам приходится звонить в секретариат комитета, ловить за руки помощников народных депутатов и т. п. с просьбой допустить их на заседание.

Также часто заседания Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия проводятся не в здании комитетов на Садовой, 3-а, как указывается в анонсе на сайте парламента, а «под куполом», на ул. Грушевского, 5, в день, когда не проходят пленарные заседания или когда пленарное заседание окончено. Соответственно, допуск журналистов в здание парламента не разрешается.

Аналогичная ситуация была и при рассмотрении комитетом законопроекта «О судоустройстве и статусе судей» 2 июня, когда журналистов не хотели пускать в здание по ул. Грушевского, 18/2. Народные депутаты пеняли на «неправильную» комендатуру, а комендатура справедливо указывала, что не может нарушать свои инструкции.

Приведем последний пример. 6 июля заседание Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия было запланировано провести в 14.00–15.00 по ул. Садовой, 3-а. Из своих источников журналисту «Судебно-юридической газеты» удалось узнать, что оно перенесено на 12.00 в конференц-зал «под куполом». Но поскольку пленарное заседание в тот день так и не открылось (из-за блокирования трибуны), охрана долгое время не хотела пускать представителей СМИ в парламент.

Впрочем, как это часто бывает в последнее время, в итоге заседание не состоялось по причине отсутствия кворума. Из 32 членов комитета явились всего 7. Глава комитета Руслан Князевич попытался собрать коллег путем обзвона, но эта попытка оказалась неудачной. «В итоге глава комитета объявил, что заседание, скорее всего, состоится 7 июля. Уточнить время заседания на вопрос журналистов Р. Князевич не смог. «Все будет зависеть от повестки заседания Верховной Рады завтра. Если в ней будут наши вопросы, мы соберем комитет», – ответил глава комитета. Отметим, что на заседание пришла и директор департамента люстрации Министерства юстиции Татьяна Козаченко, поскольку в который раз предполагалось обсуждение поправок к Закону «Об очищении власти», включенному в повестку дня.

Публичность комитетов на практике

Такая ситуация ведет к тому, что не только нарушается нормальная работа средств массовой информации, в частности тех, которые специализируются на более глубоком освещении тем, касающихся юридической сферы, но и в целом возникают вопросы, насколько прозрачно и качественно обсуждаются проекты нормативно-правовых актов при такой организации работы. Почему так происходит, попыталась выяснить «Судебно-юридическая газета». С этой целью мы обратились не только непосредственно к главе Комитета по вопросам правовой политики и правосудия, но и к спикеру Верховной Рады Андрею Парубию, руководителю аппарата ВР, его заместителям, в частности, Николаю Шевчуку, руководителю пресс-службы Верховной Рады, в Комитет ВР по вопросам информационной политики и свободы слова, к председателю Комитета ВР по регламенту и организации работы Верховной Рады Украины, министру информационной политики Юрию Стецю и т. д. И самое главное – к управлению государственной охраны Украины (УГО), ответственному за осуществление государственной охраны Верховной Рады.

Для начала отметим, что, как рассказал собеседник издания в аппарате Верховной Рады, после внесения изменений в закон о комитетах Верховной Рады, якобы открывающих широкий доступ на их заседания для СМИ, изменения во внутренние акты, которыми руководствуется охрана парламента, внесены не были. Более того, доступ к этим актам ограничен, и они практически не менялись после Революции Достоинства. Интересно, что сами депутаты зачастую выступают против внесения таких изменений, поскольку опасаются за свою жизнь и здоровье. «Народные депутаты сами обращаются к управлению государственной охраны с просьбой усилить их охрану и с тем, что чувствуют себя в опасности, поскольку по Верховной Раде ходят люди с удостоверениями журналистов и хватают их за руки, но на самом деле некоторые журналистами не являются», – отметил собеседник. Кроме того, по его словам, есть политические нюансы, из-за которых журналистов иногда не желают видеть на определенных мероприятиях.

Изменения в инструкцию УГО не вносились

Очевидно, что «закон есть закон», но внутренняя инструкция для охраны ВР важнее, ведь за ее нарушение сотрудника могут уволить. В связи с этим перед УГО мы поставили следующие вопросы:

1. Какие изменения были внесены в нормативные акты, которыми руководствуются в своей работе работники УГО, регулирующие порядок допуска журналистов на заседания комитетов Верховной Рады Украины и на мероприятия, организованные комитетами, в связи с вступлением в силу Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О комитетах Верховной Рады Украины» относительно доступа средств массовой информации на заседания комитетов Верховной Рады Украины» №873-VIII от 09.12.2015?

2. Имеет ли право журналист посетить заседание комитета, если оно проводится в помещении ВР по адресу ул. Грушевского, 5, в день, когда не проходят пленарные заседания?

3. Каким образом работниками УГО осуществляется допуск журналистов на заседания комитетов ВР? Необходимо ли для посещения заседания комитета наличие аккредитационной карточки?

4. В случае, если секретариат комитета или другое уполномоченное подразделение ВР не подало информацию о заседании комитета Верховной Рады вовремя, или время и место заседания были изменены, имеет ли право журналист, у которого есть аккредитационная карточка и которому стало известно о заседании из других источников, свободно заходить на заседание комитета ВР, или для того, чтобы работники УГО пропустили его на заседание, необходима дополнительная аккредитация через секретариат комитета или пресс-службу ВР Украины?

5. Бывают случаи, когда комендатура охраны Верховной Рады не пропускает журналистов на заседания комитета или организованное комитетом мероприятие, ссылаясь на отсутствие уведомления о заседании. Есть ли на сегодняшний день разногласия между урегулированием порядка пропуска журналистов комендатурой охраны Верховной Рады Украины и другими нормативными и законодательными актами?

Ответ «Судебно-юридической газете» за подписью заместителя начальника управления государственной охраны Александра Иванчука был следующим: «Государственная охрана Верховной Рады осуществляется подразделением охраны управления в соответствии с требованиями Закона «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц», Порядком обеспечения безопасности должностных лиц, относительно которых осуществляется государственная охрана в местах постоянного и временного нахождения, утвержденным приказом управления №210 от 27.05.2011, а также ведомственными и межведомственными нормативно-правовыми актами, которые регулируют отношения в сфере государственной охраны.

П. 5 указанного Порядка предусмотрено, что в местах постоянного нахождения должностных лиц, относительно которых осуществляется государственная охрана, руководителями органов, учреждений и организаций, которые им подчиняются, разрабатываются и согласовываются с управлением инструкции, согласно с которыми в этих местах устанавливается режим. Порядок и правила посещения заседаний комитетов ВР и нахождения посетителей в административных зданиях Верховной Рады определены соответствующей инструкцией, которая содержит информацию с ограниченным доступом. Изменения и дополнения к этой инструкции направляются на согласование в управление и после согласования вносятся распоряжением главы Верховной Рады Украины по представлению руководства аппарата ВР. После внесения изменений в Закон «О комитетах Верховной Рады Украины» относительно доступа средств массовой информации на заседания комитетов Верховной Рады Украины соответствующий проект изменений в инструкцию на согласование в управление не поступал».

Впрочем, разногласий между урегулированием порядка пропуска журналистов подразделением охраны Верховной Рады и другими нормативными и законодательными актами управление не отмечает.

(Не?) обязан информировать

В свою очередь, Комитет ВР по регламенту и организации работы Верховной Рады Украины дал следующее разъяснение за подписью председателя Павла Пинзеника.

Аккредитационные карточки обеспечивают право входа журналистов и технических работников, в частности, в ложу прессы и кулуары сессионной части дома по ул. Грушевского, 5 (кроме сессионного зала) во время заседаний ВР через подъезд №1, в соответствующие здания Верховной Рады во время заседаний комитетов, временных комиссий Верховной Рады, если комитетом, временной комиссией не принято решение о проведении закрытого заседания. Журналисты и технические работники по аккредитационным карточкам имеют право беспрепятственного входа на открытые заседания комитетов. Кроме того, распоряжением руководителя аппарата ВР №4891 от 5 мая 2015 г. утверждено Положение о порядке организации официальных мероприятий для СМИ в Верховной Раде Украины.

Положениями ст. 9 Закона «О комитетах Верховной Рады Украины» предусмотрено, что комитеты информируют общественность о своей деятельности, в частности, путем обнародования плана работы, расписания заседаний комитетов. Заседания и другие мероприятия комитетов, которые проводятся открыто, имеют право посещать журналисты, работники СМИ, представители общественных организаций. Для журналистов, работников СМИ, аккредитованных при Верховной Раде Украины, дополнительная аккредитация для посещения заседаний комитетов не производится.

Информация о текущей деятельности комитетов и принятых ими решениях размещается на официальном сайте Верховной Рады, в интернете, в газете «Голос Украины», других СМИ. В соответствии с распоряжением председателя ВР «О веб-ресурсах Верховной Рады Украины» №699 от 19 мая 2015 г., основные информационные ресурсы веб-сайта ВР содержат информацию, в частности, о деятельности комитетов.

Комитеты Верховной Рады распространяют информацию о своей деятельности через веб-сайты комитетов, которые содержат информацию о деятельности комитета (заседаниях, слушаниях, круглых столах и других событиях). Проект расписания заседаний, сформированный председателем комитета, размещается на веб-сайте в течение одного рабочего дня; утвержденное на заседании расписание заседаний комитета на двухнедельный срок – в течение одного рабочего дня; изменения в расписание заседаний – не позднее, чем за 4 дня до заседания, в период между пленарными заседаниями Верховной Рады Украины, и не позднее, чем за 24 часа – в пленарный период. При этом информационное наполнение веб-сайта осуществляется определенными сотрудниками секретариата комитета.

Справедливости ради стоит отметить, что кроме отсутствия правдивого расписания заседаний, в целом наполняемость сайта Комитета по вопросам правовой политики может служить примером для других комитетов. Однако основной вопрос заключается не в наполняемости… В последнее время народные депутаты не жалуют заседания комитета своим присутствием, и кворум (17 человек) собрать достаточно сложно. Ни стенограмма, ни аудиозапись не могут отразить, собралось ли в действительности большинство членов комитета на заседание.

К сожалению, председатель Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия Р. Князевич переадресовал наше обращение на Комитет по вопросам информационной политики и свободы слова, возглавляемый Викторией Сюмар. Со второй попытки (так как на В. Сюмар наше издание ранее также писало прямой запрос и пыталось связаться) нам удалось получить от нее ответ. Заключается он в том, что в ВР проводится аккредитация журналистов, закон о внесении изменений относительно допуска прессы на заседания комитетов Верховной Рады сделал их «открытыми и прозрачными» и т. д. Однако ни одного четкого ответа на наш вопрос о том, что делать, когда против журналистов используется такой метод, как перенос заседания, мы не получили.

Зато в ответе В. Сюмар есть очень важное замечание, что «Комитет Верховной Рады по вопросам информационной политики и свободы слова размещает на собственном веб-сайте протоколы и стенограммы заседаний комитета», хотя это и так предусмотрено законодательством. Есть подозрение, что сама В. Сюмар забыла свой прошлый опыт работы журналистом и то, как ее «радовали» подобные отписки. Таким образом, требуя от других лиц четкого выполнения закона, в самом украинском парламенте отнюдь не стремятся его реализовывать.

Очевидно, реформы требуют жертв. И такой жертвой в данном случае является публичность и гласность заседаний органов Верховной Рады, где обсуждаются вопросы, не предназначенные «для чужих ушей».


«Информационные ресурсы сайта комитета ВР Украины включают:

  • проект расписания заседаний комитета, сформированный председателем комитета (размещается в течение одного рабочего дня);
  • утвержденное на заседании комитета расписание заседаний комитета на двухнедельный срок (размещается в течение одного рабочего дня);
  • изменения в расписание заседаний комитета (размещаются не позднее, чем за 4 дня до заседания, в период между пленарными заседаниями ВР, и не позднее, чем за 24 часа – в пленарный период);
  • протокол, стенограмму и аудиозапись заседания комитета (размещаются в течение 5 рабочих дней после проведения заседания, а в случае рассмотрения проектов кодексов и законопроектов, содержащих более 100 статей, пунктов – не позднее, чем за 2 дня до рассмотрения соответствующего законопроекта на пленарном заседании ВР);
  • акты, принятые комитетом (размещаются в течение 3 рабочих дней);
  • протоколы и стенограммы слушаний в комитете (размещаются, как правило, в течение 10 дней, но не позднее 20 дней со дня проведения слушания);
  • информацию о законотворческой деятельности: законопроекты, находящиеся на рассмотрении в комитете и вынесенные на обсуждение, состояние рассмотрения законопроектов;
  • выводы, решения, разъяснения, планы и отчеты комитета;
  • информацию по обеспечению взаимодействия, обратной связи с комитетом»

п. 15 Положения «О веб-ресурсах Верховной Рады Украины»


«Порядок и правила посещения заседаний комитетов ВР и нахождения посетителей в административных зданиях Верховной Рады определены соответствующей инструкцией, которая содержит информацию с ограниченным доступом.

Изменения и дополнения к этой инструкции направляются на согласование в управление и после согласования вносятся распоряжением главы Верховной Рады Украины по представлению руководства аппарата ВР. Соответствующий проект изменений в инструкцию на согласование в управление после внесения изменений в Закон «О комитетах Верховной Рады Украины» относительно доступа средств массовой информации на заседания комитетов Верховной Рады не поступал», – замначальника управления государственной охраны Александр Иванчук


«Журналисты и технические работники СМИ по аккредитационным карточкам имеют право беспрепятственного входа на открытые заседания комитетов. Для журналистов, работников СМИ, аккредитованных при Верховной Раде Украины, дополнительная аккредитация для посещения заседаний комитетов не производится», – глава Комитета ВР по регламенту и организации работы Верховной Рады Павел Пинзеник


 

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
З чого формується довіра до Феміди
Новости онлайн