В Высшей квалифкомиссии рассказали, как будут отбирать судей в местные суды

07:30, 25 апреля 2017
Впервые после событий Евромайдана и принятия судебной реформы состоится отбор на должности судей первой инстанции. В нем смогут принять участие все желающие, кто соответствует определенным Законом «О судоустройстве и статусе судей» требованиям.
В Высшей квалифкомиссии рассказали, как будут отбирать судей в местные суды
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Беседовала Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Впервые после событий Евромайдана и принятия судебной реформы состоится отбор на должности судей первой инстанции. В нем смогут принять участие все желающие, кто соответствует определенным Законом «О судоустройстве и статусе судей» требованиям.

Добор на должности судей местного суда Высшая квалифкомиссия судей огласила 3 апреля с учетом 600 прогнозируемых вакансий.

«Судебно-юридическая газета» в эксклюзивном интервью с секретарем квалификационной палаты ВККС Станиславом Щоткой выяснила все нюансы процедуры: как будет проходить отборочный этап, смогут ли участники второго добора рассчитывать на упрощенную процедуру, а также как будет проходить конкурс на вакантные места и смогут ли в нем участвовать действующие судьи.

Кроме этого, наше издание поинтересовалось, какой может быть судьба судей ликвидируемых высших спецсудов.

 

- Станислав Алексеевич, как будет проходить отборочный экзамен?

- Отборочный экзамен будет состоять из трех составляющих: анонимного тестирования, тестирования на владение государственным языком и теста на определение морально-психологических качеств кандидата.

Согласно ч. 3 ст. 73 Закона, ВККС безотлагательно, после окончания отборочного экзамена, в присутствии кандидатов на должность судьи обеспечивает проверку работ и определяет с учетом прогнозируемого количества вакантных должностей проходной балл, который не может быть ниже 75% максимально возможного балла соответствующего отборочного экзамена.

В связи с этим ВККС в Положении исходила из того, что анонимный тест на определение правовых знаний будет состоять из 100 вопросов. 1 вопрос равен 1 баллу. Соответственно, кандидату нужно будет набрать 75 баллов и выше.

Что касается теста на владение государственным языком, он будет состоять из 40 вопросов, из которых нужно правильно дать ответ, как минимум, на 30.

Морально-психологическое тестирование будет отличаться от того, которое сдавали кандидаты в Верховный Суд, в частности, тем, что закон не говорит об обязательном определении общих способностей (т.е. оно не будет включать в себя т.н. «IQ-тест»). Комиссия приняла решение, что его результаты будут иметь три градации: низкий, средний и высокий. Если кандидат покажет низкий уровень морально-психологических качеств, то этот тест он не сдал.

За отборочным экзаменом будет следовать стадия специальной проверки. Ст. 71 Закона предусматривает, что кандидат должен подать документы по 13 пунктам этой статьи: анкеты, копии диплома, медсправки и т.д. Эта информация будет проверяться.

Кто пройдет проверку, тот и будет допущен к специальной подготовке в Национальной школе судей (НШС).

 

- Проходной балл для допуска к следующей стадии отборочного экзамена будет определяться после каждой из них отдельно?

- Если из 7 тыс. желающих 4 тыс. наберут 75 баллов, а добор объявлен на 600 мест, то есть ли необходимость Комиссии пропускать дальше все 4 тыс.? Выход – определить балл, ориентируясь на который, мы допускаем лиц к следующей стадии.

К примеру, мы увидим, что 3 тыс. набрали 75 баллов, а 1000 человек – 85-90 баллов. В таком случае Комиссия может определить минимально допустимый балл с тем, чтобы далее прошли те, кто набрал наивысшее количество баллов.

Поэтому ориентироваться мы будем все-таки не на 75 баллов, а на прогнозированное количество вакантных должностей – 600.

Мы хотим, чтобы до этапа спецподготовки дошли лучшие и сильнейшие в профессиональном плане люди. Кроме этого, морально-психологическое тестирование проводится не Комиссией, хотя мы работаем над тем, чтобы эта процедура происходила на нашей базе, силами специалистов НШС и ВККС, чтобы у нас было программное обеспечение, соответствующие тестовые базы. Но пока на привлеченных специалистов требуется соответствующее финансирование, поэтому мы не можем столь свободно распоряжаться этим ресурсом.

 

- Почему отбор оглашен именно на 600 вакансий?

- Количество вакансий в судах – более 1200, и эта цифра меняется. Цифра в 600 вакантных мест привязана к государственному заказу на подготовку в Национальной школе судей и обусловлена тем, сколько конкурсантов НШС способна подготовить физически.

Кроме этого, будет изменена структура судебной системы – местные суды превратятся в окружные суды, и штатная численность судей будет обусловлена также нормативной нагрузкой. В Европе нормативная нагрузка отображает то, сколько дел, в каком регионе и на протяжении какого периода рассматривается. Финансирование судов в европейских странах, насколько мне известно, также привязано к нагрузке. Исходя из нее, рассчитывается нормативная штатная численность судей в судах. В Украине также существует соответствующая методика, разработанная при участии международных организаций.

Определением нормативной штатной численности судей в судах занималась ГСА, но окончательную цифру должен утвердить Высший совет правосудия. По нашим прогнозам, цифра в 600 кандидатов, относительно которых оглашен добор, даст возможность в случае успешной его реализации обеспечить эффективную работу местных судов.

Что касается структуры добора, то мы планируем, что это будет 350 помощников судей с опытом работы не менее трех лет, и 250 кандидатов юридической специальности. Специальная подготовка помощников проводится с особенностями, которые определяются ВККС. Они заключаются в том, что такие конкурсанты будут обучаться менее длительный период. Остальные будут обучаться 12 месяцев, получая за это стипендию.

 

- Сейчас в переходных положениях закона о судоустройстве и статусе судей для кандидатов из так называемого «второго добора» предусмотрена возможность упрощенной процедуры без обязательного прохождения отборочного экзамена и обучения. Могут ли они рассчитывать на упрощенную процедуру?

- Действительно, п. 29 Заключительных и переходных положений Закона «О судоустройстве и статусе судей» позволяет этим лицам принять участие в новом доборе без сдачи отборочного экзамена и прохождения специальной подготовки. Но законодатель оставил для них стадию специальной проверки, позволив им принять участие в процедурах стадии квалификационного экзамена для того, чтобы попробовать свои силы и, получив соответствующий балл, стать в резерв. В связи с этим возникает вопрос: какое место они должны занять в процедуре текущего добора?

Высшая квалифкомиссия судей 10 апреля дополнила условия проведения добора  переходными положениями, содержание которых сводится к следующему. Кандидаты из второго добора должны подать документы для участия в доборе, которые предусмотрены ст. 71 Закона, для обеспечения спецпроверки по ним, потому что последний раз проходили ее пять лет назад. Также мы предложили обратиться к нам с заявлением, в котором нужно обозначить, что они имеют право на участие в доборе без сдачи отборочного экзамена и прохождения спецподготовки. Соответствующий образец заявления опубликован на сайте ВККС.

Участники второго добора могут выбрать: или идти общим путем и подать документы как обычный кандидат (сдать отборочный экзамен, обучаться в Национальной школе судей и пр., что не запрещено, особенно, если человек хочет возобновить какие-то знания), или же пойти по сокращенной процедуре.

Специально для первой категории лиц, которые пойдут через общую процедуру, сдадут отборочный экзамен, начнут обучение в НШС, и потом, когда ВККС огласит о сдаче квалифэкзамена, прервет спецподготовку и заявит о желании пройти по «краткой» программе, хочу акцентировать внимание на следующем. В таком случае ВККС и НШС оставляют за собой право поставить вопрос о возмещении согласно с законом расходов на их специальную подготовку. Мы готовы к такой ситуации.

Что касается третьего добора, то в законопроекте о Конституционном Суде, одобренном Советом по вопросам судебной реформы, было предложение все-таки дать ему шанс, ведь эти люди сдавали квалифэкзамен, обучались в НШС и находились в резерве. Но, как известно, Верховная Рада отклонила данный законопроект.

 

- Действующие судьи не могут принять участие в отборе. Но смогут ли они принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей в местных судах?

- Закон выписан так, что процедура квалификационного экзамена в ходе добора должна быть идентичной содержанию экзамена в рамках квалификационного оценивания, которое необходимо пройти действующему судье, например, в случае перевода из одного местного суда в другой через процедуру конкурса.

Так, чтобы и те, кто в резерве, и действующие судьи могли конкурировать между собой, эти два экзамена должны быть на одной платформе, одного содержания, проводиться приблизительно на одних и тех же условиях. Тогда баллы, полученные «резервистами» и действующими судьями, будут сопоставимы.

 

- Кто сможет принимать участие в ближайшем конкурсе?

- Полагаю, что вакансий будет достаточно для того, чтобы все смогли реализовать свое право, и при этом сохранялась конкурентная среда.

Конкурс может быть оглашен после того, как спецподготовку пройдут помощники судей – условно это 350 лиц. Плюс т.н. «второй добор», а также действующие судьи, которые выразят желание перейти из одного суда в другой.

Кроме этого, право сдать квалифэкзамен есть у лиц, которые уже проходили конкурсы, но не получили назначение. Они также могут принять участие в конкурсе путем сдачи квалифэкзамена по упрощенной процедуре. Эти категории лиц смогут конкурировать в ближайшем конкурсе на замещение вакансий судей местных общих и местных специализированных судов.

 

- Может ли отразиться на доборе преобразование местных судов в окружные?

- Право создавать суды до 31 декабря 2017 года остается за Президентом Украины. После этого оно реализуется законом. Я не готов сказать за Президента, будет ли он в этом году создавать окружные суды. Сложности здесь большой нет, но за этим должен последовать ряд процедур, и кто-то должен их реализовать.

Я так понимаю, ВККС будет непосредственно интегрирована в эти процессы. Но у нас на повестке дня сейчас и другие вопросы: добор, и в последствии – конкурс на замещение вакантных должностей. Кроме этого, в законе выписано, что ВККС является тем органом, который должен начать процедуру по созданию Высшего спецсуда по вопросам интеллектуальной собственности.

Также у нас на повестке дня стоит вопрос наполнения апелляционных судов кадрами и, опять-таки, второй этап по наполнению Верховного Суда – мы прогнозируем, что он будет.

 

- Какая судьба ждет судей высших специализированных судов после создания Верховного Суда?

- После создания Верховного Суда высшие специализированные суды должны быть ликвидированы, поэтому другого пути, кроме увольнения, у судей этих судов не будет.

Вместе с тем, среди них есть сильные специалисты, добропорядочные, те, которые будут отвечать всем критериям, которые сегодня закон предъявляет к судьям. Но кто-то, в силу определенных  обстоятельств, не пошел на конкурс в Верховный Суд, а кто-то пошел на конкурс, пройдет все этапы, будет признан добропорядочным, этичным, наберет соответствующие количество баллов, но не победит по рейтингу. Скажем, есть 30 мест, а он окажется 31-м или 32-м.

Есть и некоторое количество судей, у которых не хватало стажа для того, чтобы претендовать на участие в конкурсе. Такой человек, возможно, принял бы участие и состоялся бы как судья, но языком закона его следует уволить с должности в связи с ликвидацией суда.

Я бы хотел, чтобы для этих людей была перспектива остаться в профессии. Как это можно было бы сделать? 

Ст. 82 Закона «О судоустройстве и статусе судей» говорит о возможности перевода судьи с должности на должность. В частности, в случае ликвидации суда или приостановления работы суда судья может быть переведен без конкурса, но в суд того же уровня.

Так, специалисты сегодня заявляют, что создаваемый Верховный Суд не является судом того же уровня, что и Верховный Суд Украины, или любого из высших спецсудов. Этому есть научные и профессиональные обоснования.

Что можно и нужно было бы сделать? По моему мнению, в ст. 82 нужно внести изменения, добавив «может быть переведен без конкурса в суд нижестоящего или того же уровня». Так можно урегулировать ситуацию, когда судья – профессиональный, компетентный, добропорядочный, этичный – принял участие в конкурсе или не вошел в число его победителей. Комиссия бы начала процедуру, а потом Высший совет правосудия и Президент, который еще некоторое время обеспечивает перевод, распорядились бы судьбой такого человека, если бы он, например, изъявил желание перейти в апелляционный суд. Почему бы не сохранить его для профессии?

 

- Что будет с теми, кто принял участие в конкурсе, но не прошел психологические тесты?

- Тест, который сдают конкурсанты, на выявление уровня общих способностей и морально-психологических качеств автоматически никого за пределы конкурса не «вышибает». Эти показатели должны быть учтены Комиссией и соответствующими коллегиями Комиссии при проведении собеседования с таким конкурсантом и при определении финального балла. Будут заключения психологов, а также показатели по всем четырем тестам, которые они сдали.

Психологи вымеряют эти показатели, однако шкала будет вариативной. По ним члены Комиссии, поговорив с конкурсантом, посмотрев его досье, ознакомившись с отчетом психологов, а также сформировав собственное впечатление, выставят балл в зависимости от того, как член Комиссии воспримет этого конкурсанта (объективно и субъективно до определенной степени), какой образ сформируется у члена Комиссии.

Поэтому ситуацию, чтобы кто-то выявил некий патопсихологический уровень, который говорил бы о том, что его нельзя рекомендовать, а он нуждается в помощи специалистов, я исключаю.

 

- Результаты морально-психологического тестирования станут известны уже во время собеседования или будут обнародованы до этого?

- По закону они обнародованы не будут. Имеется в виду особенности, информация, связанная с тестами на выявление общих знаний, морально-психологических качеств. Она будет известна только членам соответствующей коллегии Комиссии, которая будет изучать досье кандидата; формировать структуру собеседования; разговаривать с конкурсантом. И это правильно, поскольку они являются теми, кто будет принимать окончательное решение и выставлять баллы, которые в итоге сформируют место кандидата в этом рейтинге.

 

- Нужно ли распечатывать э-декларацию?

- Лучше распечатать во избежание ситуаций, которые имели место во время конкурса в Верховный Суд, когда адрес из сайта НАПК конкурсанты указывали некорректно.

 

- Что делать, если нет бланков военных билетов?

- Если нет бланков военных билетов, то вместо них выдают временные удостоверения, которые их заменяют. Там есть фото, основные реквизиты, данные о военно-учетной специальности, о пребывании на военном учете. Нам этого достаточно.

 

- Засчитывается ли стаж секретаря судебного заседания?

- Я знаю, что вокруг этого разгорелась дискуссия. У нас будет стадия допуска, мы сведем все эти факторы вместе; посмотрим, сколько будет людей с такой проблемой; изучим нормативно, насколько эта деятельность может быть отнесена к той, которая дает право на участие в доборе.

 

- Сможет ли участник добора в дальнейшем поменять специализацию, если он уже указал ее в заявлении о намерениях?

- Мы стараемся выработать такой формат квалифэкзамена и квалифоценивания судьи в процедуре конкурса, чтобы они были сопоставимыми.

Если конкурсанты зайдут в процедуру добора без определения специализации, то после прохождения спецподготовки они должны будут писать четыре вида практического задания и попадут в резерв с баллами за каждое из четырех заданий.

В то же время судья, который будет идти на конкурс для того, чтобы перейти из одного суда в другой, будет писать одно-два практических задания именно по своей специализации.

Поэтому, если конкурсанта не нацеливать на специализацию, он заведомо попадает не в самые лучшие условия, поскольку будет конкурировать с более сильным кандидатом – действующим судьей.

Для того, чтобы облегчить положение таких конкурсантов, сейчас просим их сказать нам, как они видят себя дальше в профессии. И, возможно, мы до стадии квалифэкзамена введем специализацию.

 

✅ Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки