24 января 2018 г. Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда рассмотрел дело по иску N к Украинскому научно-исследовательскому институту протезирования, протезостроения и восстановления работоспособности об обязательстве совершить определенные действия.
Об этом стало известно «Судебно-юридической газете».
Как следует из решения суда, 16.03.2015 г. истец обратился к ответчику с информационным запросом о предоставлении публичной информации о распоряжении бюджетными средствами, а именно — копии договоров с приложениями и устройствами, которые заключены ответчиком на поставку продуктов питания.
Ответчик предоставил ответ, что он не является субъектом властных полномочий, а относится к другим распорядителям публичной информации. Кроме этого, информация, полученная им в рамках договора, является коммерческой тайной, которую запрещается передавать третьим лицам без письменного согласия поставщика.
Истец, считает такой ответ на информационный запрос незаконным, нарушающим нормы Закона Украины «О доступе к публичной информации», поэтому и обратился с иском в суд.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Решением суда апелляционной инстанции постановление суда первой инстанции оставлено без изменений.
Коллегия судей Кассационного административного суда в Верховном Суде считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам об удовлетворении исковых требований.
Как следует из материалов дела, ответчиком в течение 2014 года на основании заключенных договоров с другими субъектами хозяйствования приобретались продукты питания за государственные средства. Таким образом, ответчик, в соответствии со статьей 13 Закона Украины «О доступе к публичной информации», подпадает под определение распорядителей информации и обязан обнародовать такую информацию по требованию.
По общему правилу публичная информация является открытой. Исключение составляет информация с ограниченным доступом, которая делится на конфиденциальную, тайную и служебную.
Закон Украины «О доступе к публичной информации» определяет критерии ограничения доступа к публичной информации при соблюдении совокупности следующих условий:
1) исключительно в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия;
2) разглашение информации может нанести существенный вред этим интересам;
3) вред от обнародования такой информации преобладает общественный интерес в ее получении.
Итак, доступ к информации может быть ограничен только при условии соблюдения совокупности всех трех указанных оснований.
Ранее сообщалось, как реализовать право на публичную информацию.