ВССУ сделал вывод относительно обжалования действий судьи

12:16, 1 декабря 2015
В соответствии со ст. 126, 129 Конституции Украины законность процессуальных актов и действия (бездействия) судей, совершенных при рассмотрении конкретного дела, не может проверяться за пределами предусмотренного законом процессуального контроля. Попытки сделать это в конкретном деле путем подачи отдельного иска против судьи является противоправным вмешательством в осуществление правосудия и посягательством на процессуальную независимость.
ВССУ сделал вывод относительно обжалования действий судьи
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В соответствии со ст. 126, 129 Конституции Украины законность процессуальных актов и действия (бездействия) судей, совершенных при рассмотрении конкретного дела, не может проверяться за пределами предусмотренного законом процессуального контроля. Попытки сделать это в конкретном деле путем подачи отдельного иска против судьи является противоправным вмешательством в осуществление правосудия и посягательством на процессуальную независимость.

Отказывая в удовлетворении иска к судье и суда о возмещении имущественного и морального вреда, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что, при отсутствии обвинительного приговора в отношении судьи, которым должно быть установлено незаконности его действий, которые повлияли на незаконность судебных решений при рассмотрении гражданских дел, отсутствуют предусмотренные ГК Украины основания для гражданско-правовой ответственности как судьи, так и самого суда. При этом, согласно ч. 5 ст. 1176 ГК Украины, ни судья, ни суд не являются надлежащими ответчиками по заявленным по делу исковым требованиям.

Коллегия судей ВССУ не согласилась с таким выводом судов и пришла к такому правовому заключению.

Согласно ч. 2 ст. 124 Конституции Украины юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Однако, в указанных случаях между истцами и судьями (ответчиками) такие правоотношения не возникают, поэтому такие дела не могут быть подсудны судам общей юрисдикции.

Такие споры не связаны с защитой прав, свобод или интересов в публично-правовых отношениях от нарушений со стороны органов государственной власти, поскольку обжалованные истцом действия совершены при осуществлении правосудия, а потому законность таких действий может проверяться только судом высшей инстанции в порядке, предусмотренном процессуальным законом.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» судебное решение, которым заканчивается рассмотрение дела в суде, принимается именем Украины.

Таким образом, судья выступает как должностное лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, а не как частное лицо, к которому можно обратиться с иском.

В соответствии со ст. 125 Конституции Украины в Украине действуют местные, апелляционные, высшие специализированные суды и Верховный Суд Украины.

Лица имеют право обжаловать судебное решение в судах высшей инстанции в порядке и по основаниям, определенным в процессуальном законодательстве.

Вопрос привлечения судьи к ответственности урегулирован Законами Украины «О судоустройстве и статусе судей» и «О Высшем совете юстиции».

Таким образом, на сегодняшний день действующее законодательство дает возможность гражданину в полной мере реализовать свое право на обжалование судебного решения и действий судьи при осуществлении правосудия.

В п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 13 июня 2007 года №8 «О независимости судебной власти» судам разъяснено, что исключительное право проверки законности и обоснованности судебных решений имеет соответствующий суд в соответствии с процессуальным законодательством. Обжалование в любой способ судебных решений, деятельности судов и судей по рассмотрению и разрешению дела вне предусмотренным процессуальным законом порядком по делу не допускается; суды должны отказывать в принятии исков и заявлений с таким предметом.

В постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 12 июня 2009 г. №6 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при принятии к производству административных судов и рассмотрении ими административных исков в суды и судей» судам разъяснено, что, в понимании положений ч. 1 ст. 2, п. 1, 7, 9 ч. 1 ст. 3, ст. 17, ч. 3 ст. 50 Кодекса административного судопроизводства Украины, судьи, при рассмотрении ими гражданских, хозяйственных, криминальных, административных дел и дел об административных правонарушениях, не являются субъектами властных полномочий и не могут быть ответчиками по делам об обжаловании их решений, действий или бездействия, совершенных в связи с рассмотрением судебных дел.

Указанные разъяснения является воспроизведением положений ст. 62, 126 и 129 Конституции Украины, согласно которым материальный и моральный ущерб, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается государством лишь безосновательно осужденному лицу в случае отмены приговора как неправосудного; судьи, при осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только закону, влияние на них любым способом запрещается, а одним из основных принципов судопроизводства является обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом.

В связи с изложенным рассмотрение судом исковых требований, независимо от их изложения и содержания, предметом которых является, по сути, обжалование процессуальных действий и судебных решений судьи (суда), связанных с рассмотрением дела (от стадии открытия производства по делу в рассмотрения по существу, пересмотра судебных решений в предусмотренных процессуальным законом порядках и их исполнения), нормами ГПК Украины или другими законами Украины не предусмотрено.

Из содержания исковых требований истца четко видно, что ее предметом является исключительно процессуальные действия судьи при осуществлении правосудия.

Также в заключении №3 (2002) Консультативного совета европейских судей относительно принципов и правил, регулирующих профессиональное поведение судей, в частности, вопросы этики, несовместимого поведения и беспристрастности, указано, что по общему принципу судьи должны персонально быть полностью освобождены от ответственности в отношении претензий, предъявляемых им в связи с добросовестным осуществлением ими своих функций. Судебные ошибки относительно юрисдикции или процедуры судебного рассмотрения, в определении или применении закона, совершенные оценки свидетельств должны решаться с помощью апелляции; другие судейские нарушения, которые невозможно исправить следующим образом (в т.ч., например, чрезмерное задержание решения дела), должны решаться, в лучшем случае, подачей иска недовольной стороны против государства.

Кроме того, применение положения ч. 6 ст. 1176 ГК Украины возможно в случае, когда предметом иска есть другие действия или бездействие суда, в частности такие, которые не связаны с осуществлением правосудия, отправлением правосудия, которое имеет целью принятия акта органом судебной власти. Т.е. это другие действия судей (суда) при осуществлении правосудия, когда спор не разрешается по существу в случае их незаконных действий или бездействия, и если вина судьи установлена ​​не только приговором суда, но и другим соответствующим решением суда.

Такое законодательное урегулирование соответствует требованиям ст. 6, 41 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

С учетом приведенного коллегия судей ВССУ судебные решения отменила и закрыла производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 205 ГПК Украины.

С полным текстом постановления Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел в этом деле (№6-28768 св 15) можно будет ознакомиться в Едином государственном реестре судебных решений.

 

Ответственности за нарушение правил военного учета не избежать – эфир на Право ТВ
Telegram канал Sud.ua
Ответственности за нарушение правил военного учета не избежать – эфир на Право ТВ
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Плахтій
    Інна Плахтій
    член Вищої ради правосуддя
  • Віталій Галаган
    Віталій Галаган
    суддя Дніпровського районного суду міста Києва
  • Олена Губська
    Олена Губська
    суддя Верховного Суду у Касаційному адміністративному суді