Кто защитит животных от догхантеров?

09:30, 1 апреля 2016
О проблеме догхантеров, которая уже ясно встала на горизонте больших городов, зоозащитники звонят во все колокола, но никак никому не дозвонятся. Вроде бы существует Закон «О защите животных от жестокого обращения», за нарушение которого предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность, но стоит признать, что он не действует.
Кто защитит животных от догхантеров?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

О проблеме догхантеров, которая уже ясно встала на горизонте больших городов, зоозащитники звонят во все колокола, но никак никому не дозвонятся. Вроде бы существует Закон «О защите животных от жестокого обращения», за нарушение которого предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность, но стоит признать, что он не действует.

Совсем недавно в парламенте был зарегистрирован законопроект №4082 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно защиты животных от жестокого обращения)». Он, в частности, предлагает изложить ст. 299 УК Украины в новой редакции.

В ч. 1 предлагается не только увеличить штраф до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан, но и добавить такой вид наказания, как ограничение свободы на срок до двух лет. А диспозицию этой части предлагается расширить — признать жестоким обращением с животными, относящимися к позвоночным, не только жестокие методы и хулиганские побуждения, но и любое жестокое обращение, совершенное с целью причинения животным страданий, увечья или гибели, их истязание, а также натравливание их друг на друга. В предложенной в законопроекте диспозиции статьи также не забыли упомянуть, что побуждения могут быть как хулиганскими, так и корыстными.

Ч. 2 ст. 299 также не оставили без внимания. В действующей ее редакции условием является присутствие при издевательстве над животными малолетнего, а проектом предлагается включить в условие также совершение преступления повторно или по предварительному сговору группой лиц. Что касается наказания, то штраф предлагается исключить вовсе, введя вместо него такой вид наказания, как арест на срок до шести месяцев, а ограничение свободы оставить, но увеличить его срок c двух до трех лет.

Кроме этого, ст. 299 предлагается дополнить ч. 3, которой предусмотрено, что если действия, предусмотренные предыдущими частями, повлекли гибель животного, то наказанием должно быть ограничение свободы на срок от одного до трех лет или лишение свободы на тот же срок.

Как уже говорилось выше, за пропаганду жестокого обращения с животными даже при нынешнем законодательстве может быть инкриминирована ст. 300 УК Украины, которая устанавливает ответственность за ввоз, изготовление или распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, расовую, национальную или религиозную нетерпимость и дискриминацию. Но инициаторы законопроекта, видимо, решили конкретизировать закон, а возможно, и обратить внимание заинтересованных лиц на то, что пропаганда насилия и жестокости по отношению к животным в любой форме тоже является преступлением. Поэтому, УК Украины предлагается дополнить ст. 299-1 «Пропаганда жестокого обращения с животными», которой за такую пропаганду, т.е. за распространение любым способом информации, направленной на побуждение других лиц к жестокому обращению с животными, безосновательному умерщвлению или причинению увечья животным, относящимся к позвоночным, предусмотреть наказание в виде штрафа до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан или ареста на срок до шести месяцев. При этом ст. 300 УК Украины продолжает свое существование.

Кроме этого, УК предлагается дополнить ст. 299-2 «Нарушение законодательства в сфере защиты животных от жестокого обращения», которая, по сути, «посвящена» догхантерам. Она признает преступлением нарушение законодательства в сфере защиты животных от жестокого обращения, в т.ч. отлов беспризорных собак, кошек и других животных отдельными лицами, не имеющими на то соответствующих полномочий, или использование не предусмотренных действующим законодательством методов регулирования численности животных, не содержащихся человеком, но находящихся в условиях, полностью или частично создаваемых его деятельностью, если такие действия привели к гибели или травмированию животного, а в случаях нарушения норм законодательства в сфере защиты животных от жестокого обращения, регулирующих порядок умерщвления животных — причинение животному предсмертных страданий или использование негуманных методов. За такие преступления предлагается предусмотреть наказание в виде штрафа от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан, ареста сроком до шести месяцев или ограничения свободы сроком до двух лет.

Таким образом, в случае принятия законопроекта деятельность догхантеров, которые доселе пользовались принципом «все, что не запрещено, разрешено», наконец, будет обозначена в УК как преступление. С одной стороны, хотелось бы, чтобы вещи назывались своими именами, и в законе было четко прописано, что догхантер — это преступник, но с другой — ничего не мешает движению по истреблению животных или каждому его участнику в отдельности переименоваться.

КоАП авторы законопроекта тоже не оставили без внимания — его ст. 89 предлагается существенно расширить. Напомним, в действующей редакции этой статьи только одна часть, а в законопроекте их предусмотрено три. Первая определяет ответственность за жестокое обращение с животными, совершенное без цели причинения животному страданий, увечья или гибели, а также за ненадлежащий уход за домашними, сельскохозяйственными животными и дикими животными, содержащимися в неволе, если это привело к увечью или гибели животного. За это предложено наказание в виде штрафа от десяти до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан. Ч. 2 предусматривает ответственность за те же действия, совершенные лицом повторно в течение года, и тогда штрафы возрастают от 100 до 200 НМДГ. А ч. 3 вводит ответственность за ненадлежащий надзор за домашними животными, следствием которого стало их бегство с места постоянного содержания, или отказ владельца домашнего животного от дальнейшего его содержания, в результате чего животное стало беспризорным. В наказание предлагается штраф от трех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Непосредственно в Закон «О защите животных от жестокого обращения» тоже предлагается внести коррективы, в частности, в абз. 11 ст. 1 расширить понятие «жестокое обращение с животными». В случае принятия законопроекта толкование его будет следующим: «Негуманное обращение с животными или иное нарушение норм настоящего Закона заключается в необоснованном причинении животному страданий, телесных повреждений, увечий или смерти, совершенном умышленно или по неосторожности, издевательстве над животными, а также натравливании животных друг на друга».

Впрочем, по мнению экспертов, законопроект требует доработки. Например, не мешало бы в ст. 17 Закона предусмотреть, кто должен осуществлять умерщвление, а кто не имеет право его осуществлять даже из «добрых» намерений. Но принятие законопроекта даже в этой редакции лучше, чем непринятие абсолютно никаких мер.

Подробно о том, насколько законна деятельность догхантеров по нынешнему законодательству, как желающие могут защитить права животных, и о каких изменениях в Закон «О защите животных от жестокого обращения» стоит задуматься парламенту, читайте в статье «Закон, который надо менять».

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Сегодня день рождения празднуют
  • Дмитро Татаринов
    Дмитро Татаринов
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Ірина Соломко
    Ірина Соломко
    суддя Чернігівського окружного адміністративного суду