Медиация по-украински или как облегчить работу суда

13:10, 31 мая 2016
На сегодняшний день в парламенте зарегистрированы два альтернативных законопроекта «О медиации» — №3665 от 17 декабря 2015 года и №3665-1 от 29 декабря 2015 года. Оба они не так давно были рассмотрены на Комитете Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия, и после обсуждения парламентарии большинством голосов рекомендовали принять за основу законопроект №3665, но отметили, что при доработке ко второму чтению в нем необходимо учесть и положения альтернативного проекта №3665-1.
Медиация по-украински или как облегчить работу суда
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Анна Шульгина,

«Судебно-юридическая газета»

 

Сегодня всем уже известен факт, что наши суды не справляются с тем количеством дел, которое к ним поступает. Производство по делу может длиться годами, а судебные решения часто не выполняются.

Частично эту проблему могут решить альтернативные способы разрешения споров, к которым относятся арбитраж, примирение, посредничество, переговоры и медиация. Последняя применяется в мире давно и успешно. Ее эффективность признана европейским сообществом. Именно поэтому большинство документов Совета Европы и директива ЕС рекомендуют внедрение медиации как основного метода альтернативного урегулирования споров на досудебном этапе или во время судебного разбирательства.

На сегодняшний день в парламенте зарегистрированы два альтернативных законопроекта «О медиации» — №3665 от 17 декабря 2015 года и №3665-1 от 29 декабря 2015 года. Оба они не так давно были рассмотрены на Комитете Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия, и после обсуждения парламентарии большинством голосов рекомендовали принять за основу законопроект №3665, но отметили, что при доработке ко второму чтению в нем необходимо учесть и положения альтернативного проекта №3665-1.

Что касается сферы применения медиации в Украине, то в обоих документах говорится о ее применении в гражданских, хозяйственных, административных, трудовых и семейных спорах и уголовных делах в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом само понятие медиации проекты определяют по-разному, да и требования относительно приобретения статуса медиатора в них отличаются.

Изучая эти законодательные инициативы, эксперты сделали акцент на том, что существует опасность постановки данного института в такие рамки, которые будут только сдерживать его развитие. Ведь законодательное регулирование может привести ко многим другим проблемам, в частности, к коррумпированности. Поэтому, перед тем, как стать основой для деятельности медиаторов в Украине, оба законопроекта в любом случае нуждаются в доработке и осмыслении каждого из положений.

Законопроект №3665 достаточно широкий — в нем дается определение терминов «медиация» и «медиатор»; определяются основные принципы медиации, правовые основы ее проведения, условия получения статуса медиатора, особенности проведения процедуры медиации в ходе судебного или третейского разбирательства, механизмы контроля качества предоставления услуг медиации и основы государственной политики в этой сфере.

«Согласно международным правовым актам и современной политике Украины, нацеленной на децентрализацию государственной власти, этот законопроект строится на принципе минимального вмешательства государства в регулирование института медиации. Результат ее должен напрямую зависеть от добровольного и осознанного участия сторон в процессе», — прокомментировала документ одна из его авторов, народный депутат Украины Алена Шкрум.

Поскольку рынок услуг медиации может успешно развиваться только в условиях свободной конкуренции среди их поставщиков, законопроект закрепляет принципы добровольного участия, равенства, активности и самоопределения сторон медиации, а также обеспечивает свободу медиатора в выборе методов проведения процедуры, что является довольно новаторским подходом. Вместе с тем, согласно положениям законопроекта, государство устанавливает необходимые нормы и стандарты медиации, которые гарантируют соблюдение публичных интересов. В частности, предусмотрено ограничение сферы применения такой процедуры — она не может быть применена по делам (производствам), по которым стороны не могут заключить мировое соглашение или соглашение о примирении в соответствии с действующим законодательством (например, в производствах по тяжким преступлениям).

Кроме этого, законопроект вводит следующие ограничения: средства и методы проведения медиации, которые выбирает медиатор, не должны противоречить действующему законодательству; соглашение по результатам медиации не должно содержать положений, противоречащих законодательству, интересам государства и общества, его моральным принципам и другим требованиям закона.

В ходе обсуждения поднимался еще один важный момент — вопрос контроля за качеством услуг, предоставляемых медиаторами. Согласно законопроекту, государство устанавливает четкие требования относительно получения статуса медиатора физическими лицами: возраст, образование и количество часов профессионального обучения. Однако, наличие юридического образования для таких лиц не является обязательным, т.к. законопроект запрещает медиаторам предоставлять любые юридические консультации сторонам, и большая часть таких сотрудников являются психологами.

Ранее, обсуждая процедуру медиации, специалисты склонялись к тому, чтобы возложить процесс ее проведения на сотрудников службы пробации, да и сегодня такой подход не исключен. В ходе обсуждения законопроекта эксперты не раз отмечали, что уже сегодня важно создать регуляторную базу для деятельности в этой сфере, поскольку та же служба пробации и судьи уже начали заниматься медиацией, но без определенных зафиксированных правил и в виде пилотных проектов. Это означает, что практика все-таки нарабатывается, и в своих выступлениях эксперты и парламентарии отметили, что сейчас важно определить, на каком этапе находятся внесудебные механизмы урегулирования споров в Украине, какие сильные стороны уже показала практика и какие есть приоритеты для урегулирования.

Подробнее об этом читайте в статье «Давайте помиримся».

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Дячук
    Сергій Дячук
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Черняк
    Юлія Черняк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді