Совет Европы разработал план действий по усилению беспристрастности судебной власти

17:30, 14 июня 2016
Совет судей Украины обнародовал план действий Совета Европы по усилению независимости и беспристрастности судебной власти.
Совет Европы разработал план действий по усилению беспристрастности судебной власти

Совет судей Украины обнародовал план действий Совета Европы по усилению независимости и беспристрастности судебной власти. Об этом стало известно из документа, размещенного на сайте Совета судей Украины.

Общие цели

«Только независимая и беспристрастная судебная власть может обеспечить основу справедливого и обоснованного решения правовых споров, в частности, между лицами и государством. В этом контексте следует вспомнить, что все государства-члены обязались гарантировать доступ к независимому и беспристрастному суду в делах, касающихся гражданских прав и обязанностей, или в ходе уголовного обвинения — в соответствии со ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по которой Европейский суд по правам человека сформировал значительную судебную практику. Эти принципы независимости и беспристрастности были упомянуты в Рекомендации (2010) 12 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «О судьях: независимость, эффективность и обязанности», — отмечается в документе.

Первостепенное значение имеют фактическое наличие судебных независимости и беспристрастности, их защищенность законом, а также восстановление и поддержание общественного доверия к судебной власти, если такое доверие было потеряно. Поэтому, важно поддерживать культуру уважения к независимости и беспристрастности судебной власти в обществе в целом и органами исполнительной и законодательной ветвей власти в частности.

В Плане действий учтены разнообразие правовых систем, конституционных положений и подходов к разделению ветвей власти в государствах-членах Совета Европы. Такое разнообразие необходимо обязательно учитывать при принятии мер, изложенных в Приложении. Срочность этих мер обоснована потребностью в укреплении независимости и беспристрастности судебной власти в случаях выявления несостоятельности существующих структур гарантировать верховенство права и безопасность демократии.

План действий и Приложение к нему содержат меры, которые необходимо принять, чтобы, во-первых, усовершенствовать, или создать при их отсутствии формальные правовые гарантии независимости и беспристрастности судебной власти и, во-вторых, создать или ввести необходимые механизмы, принципы и практики для обеспечения соблюдения этих гарантий и их положительного влияния на функционирование судебной системы в демократическом обществе на основе соблюдения прав человека и верховенства права.

План действий

Совет Европы поддержит все усилия своих государств-членов в достижении следующих результатов:

1) введение эффективных механизмов и других средств для полного выполнения государствами-членами своих обязательств в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод в целях обеспечения доступа к независимому и беспристрастному суду в делах, касающихся прав и обязанностей гражданского характера или уголовного обвинения; эти механизмы и меры включают все необходимые действия для выполнения решений Европейского суда по правам человека, которые влияют на независимость и беспристрастность судебной власти, в частности, учитывая гарантии, закрепленные в ст. 6 о праве на справедливый суд;

2) усовершенствование, или создание в случае их отсутствия, формальных правовых гарантий независимости и беспристрастности судебной власти, создания или внедрения необходимых механизмов, принципов и практик для обеспечения соблюдения этих гарантий и их положительного влияния на функционирование судебной ветви власти в демократическом обществе на основе соблюдения прав человека и верховенства права;

3) защита и усиление судебной власти в ее взаимоотношениях с исполнительной и законодательной ветвями власти путем принятия мер в целях:

а) обеспечения независимой и эффективной работы судебных советов, если они существуют, в частности, путем принятия мер, направленных на деполитизацию процесса избрания или назначения судей;

б) обеспечения надлежащего участия судебной ветви власти в избрании, назначении и повышении судей в должности с ограничением чрезмерного вмешательства в этот процесс со стороны исполнительной власти или парламента;

в) ограничения чрезмерного вмешательства исполнительной власти или парламента о привлечении судей к дисциплинарной ответственности или освобождения от должности, в т.ч. через дисциплинарные комитеты судебных советов или другие соответствующие органы судейского самоуправления, которые должны быть полностью свободными от политического или иного влияния и выдаваться такими;

г) обеспечения того, что представители исполнительной и законодательной ветвей власти уважают авторитет судебной власти и воздерживаются от ненадлежащей, необъективной или имеющей исключительно политическую мотивацию, публичной критики отдельных судей и их решений, а также судебной власти в целом;

д) обеспечения того, что повседневное управление судами осуществляется эффективным и обоснованным способом на основе правовых норм и без ненадлежащего вмешательства со стороны исполнительной и законодательной ветвей власти.

4) Защита независимости отдельных судей и обеспечение их беспристрастности путем принятия мер по:

а) ограничению вмешательства судов высших инстанций в принятии решений отдельными судьями во время судебного разбирательства, а также определению полномочий прокуратуры в целях обеспечения судьям защиты от ненадлежащего давления и возможности свободно удовлетворять или отказывать в удовлетворении ходатайств прокуроров;

б) обеспечению полного соответствия правил судебной подотчетности и пересмотра судебных решений принципам независимости и беспристрастности судебной власти;

в) обеспечению судьям, которые чувствуют, что их независимость и беспристрастность оказались под угрозой, эффективных средств защиты в случае необходимости;

г) предотвращению и борьбе с коррупцией в рамках судебной системы и защите судей от склонения к коррупции. В этом контексте государства-члены должны гарантировать, что оплата и условия труда судей являются подходящими и стандарты профессионального поведения и нормы судебной этики в связи с этим должным образом усилены;

д) преодолению негативного влияния стереотипов на процесс принятия судебных решений;

е) обеспечению полной и эффективной учебной подготовки судей по эффективному осуществлению своих полномочий и этики;

ё) обеспечению путем законодательного регулирования и принятия соответствующих мер защиты судей от посягательства на их физическую или моральную неприкосновенность, личную свободу и безопасность.

5) Повышение уровня независимости прокуратуры путем принятия мер по:

а) обеспечению надлежащих правовых гарантий относительно приема на работу, карьерного роста и гарантии трудоустройства и срока полномочий прокуроров;

б) гарантированию того, что отдельные прокуроры не будут подвергаться ненадлежащим или неправомерном внешнем и внутреннем давлением, и вообще в своей деятельности прокуратура будет руководствоваться принципом верховенства права;

в) внедрению активных мер для предупреждения и преодоления коррупции в прокуратуре, а также усиления общественного доверия к ее деятельности.

6) усиление общественного доверия к судебной власти и более широкое признание значимости ее независимости и беспристрастности, в частности, путем обеспечения прозрачности в работе судебной власти и ее отношениях с исполнительной и законодательной ветвями власти, а также путем активной политики представителей судебной системы и судов в отношении СМИ и распространения общей информации с учетом прав стороны защиты и достоинства потерпевших.

7) соответственный учет интересов всего общества при формировании судейского корпуса и судоустройства с целью повышения общественного доверия к судебной власти.

«С этой целью государства-члены должны рассмотреть возможность разработки стратегии обеспечения гендерного равенства и представительства общества в целом», — резюмируется в документе.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
З чого формується довіра до Феміди
Новости онлайн