Подержанные авто станут по карману каждому?

12:55, 4 июля 2016
Принятый Верховной Радой Украины законопроект №3251 (зарегистрирован 7 октября 2015 года) предполагает внесение изменений в налоговое законодательство и стимулирование рынка подержанных автомобилей. В результате в случае ввоза автомобиля и выполнения условий, предусмотренных проектом, сумма акцизного сбора существенно уменьшается (в некоторых случаях — в десятки раз).
Подержанные авто станут по карману каждому?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»

 

Принятый Верховной Радой Украины законопроект №3251 (зарегистрирован 7 октября 2015 года) предполагает внесение изменений в налоговое законодательство и стимулирование рынка подержанных автомобилей. Для этого законодатели реализовали инициативу по внесению изменений в Налоговый кодекс Украины в части именно упомянутых авто. В результате в случае ввоза автомобиля и выполнения условий, предусмотренных проектом, сумма акцизного сбора существенно уменьшается (в некоторых случаях — в десятки раз).

Среди целей принятия законопроекта народные депутаты указывают стимулирование развития рынка автотранспортных средств в Украине, а также детенизацию автомобильной отрасли. В последнем случае речь идет о том, чтобы граждане смогли легализировать свои автомобили, которые сейчас находятся в статусе «транзитных» (что позволяет избежать уплаты неподъемных для многих сумм и развивает «теневой» рынок).

Подержанные автомобили станут доступнее?

В предложенном законопроектом варианте ставка акцизного налога рассчитывается, исходя из рабочего объема цилиндров двигателя (отдельно для дизеля и полудизеля). Нужно отметить, что в действующей редакции Налогового кодекса Украины ставка акцизного налога зависит не только от объема двигателя, но и от года выпуска автомобиля. Если же законопроект №3251 вступит в силу, то размер акциза будет «привязан» только к характеристикам цилиндров двигателя авто.

Так, для автомобилей с объемом не более 1000 см3 ставка составит 0,102 евро за 1 см3; если объем не превышает 1500 см3, но больше 1000 см3, — 0,063 евро за 1 см3; если объем цилиндров более 1500, но не более 3000 см3, — 0,267 евро за 1 см3 (до 2200 см3) и 0,276 евро за см3 (более 2200 см3). Если рабочий объем цилиндров превышает 3000 см3, то ставка акцизного налога составит 2,209 евро за 1 см3.

Для дизеля и полудизеля ставки выглядят следующим образом: для рабочего объема цилиндров не более 1500 см3 — 0,103 евро за 1 см3; если объем более 1500 см3, но не более 2500 см3, — 0,327 евро за 1 см3; при объеме цилиндров более 2500 см3 — 2,209 евро за 1 см3.

Основное различие между ставками акциза для ввозимых автомобилей, предусмотренными в проекте и действующими сейчас, состоит в размере, и разница выходит достаточно большой. Если взять для примера автомобиль с объемом цилиндров 1000 см3 и минимальной акцизной ставкой (1,09 евро за 1 см3), то проект №3251 позволит уменьшить акциз примерно в десять раз, а это почти 1 тыс. евро экономии.

Но экономия может быть и более внушительной: максимальная акцизная ставка для автомобилей с объемом цилиндров 1500 см3 сейчас составляет 1,76 евро за 1 см3 (общая сумма акциза — 2640 евро), а при использовании новой ставки 0,063 евро за 1 см3 сумма акциза будет составлять всего 94,5 евро.

Таким образом, если исходить только из математической составляющей, то на покупке подержанного автомобиля, который ввозится из-за границы, можно будет сэкономить 1-2 тыс. евро и более, если сравнивать с положением дел при действующем НКУ. Вместе с тем на текущий момент в процессе таможенного оформления автомобиля нужно уплачивать НДС и ввозную пошлину, что в большинстве случаев увеличивает стоимость легально ввозимого авто на 30%. Например, цена легкового автомобиля с 2 л бензиновым двигателем, бывшего в использовании более пяти лет, если при покупке он стоит 5 тыс. евро, с растаможкой составит немногим менее 12,5 тыс. евро. В эту сумму войдут 500 евро пошлины, 2076 евро НДС и 4882 евро акцизного налога (без учета сумм для уплаты в Пенсионный фонд). Если же применить новую ставку акцизного налога (0,267 евро), то итоговая цена авто составит около 7,2 тыс. евро, а сам акциз не превысит 534 евро. При этом следует учитывать, что уменьшение акцизного налога уменьшает общую сумму НДС, а стоимость таможенного оформления из достаточно устрашающей и превышающей цену самого автомобиля превратится в более «удобоваримую», уменьшившись в несколько раз.

Так ли все просто?

Вместе с тем есть ряд условий, которые должны быть выполнены, чтобы воспользоваться таким снижением акцизного налога. Прежде всего, речь идет именно о ввозимом легковом автомобиле. Законопроект №3251 устанавливает ограничения для применения упомянутых ставок, если:

  • автомобиль имеет происхождение из страны, признанной государством-оккупантом по закону Украины, признанной страной-агрессором по отношению к Украине по законодательству, или с территории таких стран, и/или с оккупированной территории Украины, признанной таковой законодательством;
  • автомобиль произведен до 1 января 2010 года;
  • на таможенную территорию Украины автомобиль ввозится для личного пользования лица или других лиц по договору купли-продажи, поставки, дарения, комиссии, поруки, других хозяйственных и гражданско-правовых договоров или по решению суда в количестве более одного автомобиля в течение календарного года.

В случае отчуждения автомобиля, к которому были применены упомянутые ставки, в течение 365 дней со дня его регистрации акцизный налог за такое транспортное средство уплачивается на общих основаниях.

Нужно отметить, что первоначальная инициатива, исходившая от народных депутатов, не предусматривала упомянутых ограничений — такие положения законопроект получил в своей окончательной редакции после второго чтения в ВРУ и принятия в целом.

«Подводные камни» проекта

Исходя из приведенных цифр и положений, законопроект №3251 можно рассматривать как позитивный для покупателей автомобилей, поскольку они смогут сэкономить при покупке и получить доступ к желаемым маркам авто из Европы. Если же рассматривать применение норм этого законопроекта в совокупности с другими нормативными актами, то его положения могут вызвать определенные нарекания.

Так, действующим Законом Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» в ст. 2 с 1 января 2016 года установлен запрет на ввоз автомобилей, которые не соответствуют стандартам ЕВРО-5, если только они не были произведены на территории Украины или не были ввезены на ее территорию до 31 декабря 2015 года. Эта же статья предусматривает запрет на ввоз автомобилей, не соответствующих экологическому стандарту ЕВРО-6, с 1 января 2018 года.

Несмотря на то, что стандарт ЕВРО-5 применятся в Европе с 2009 года, и теоретически приобрести автомобиль, отвечающий всем требованиям и выпущенный не раньше 2010 года, вполне реально, можно обратить внимание на тот факт, что ЕВРО-6 действует с 2015 года. После введения этого стандарта в Украине и упомянутых ограничений разница между стоимостью подержанного авто из Европы (бывшего в пользовании не более двух лет) и нового может оказаться не такой уж выгодной. Тем более, что ставки акцизного налога, введенные законопроектом №3251, являются временными и действуют как раз до 31 декабря 2018 года.

Менее выгодной делают установленные законопроектом ограничения и покупку автомобиля у перекупщика, равно как и его перепродажу. Если же покупатель захочет отправиться в страну Еврозоны самостоятельно, то ему следует учесть еще и затраты на оформление проездных документов, проезд и проживание, а также стоимость топлива для будущего приобретения. Сложность поездки может быть смягчена упрощением получения визы и проездных процедур в страны ЕС, хотя стопроцентно на это рассчитывать нельзя.

Что даст законопроект покупателям

На момент написания статьи законопроект еще не вступил в силу и находится на подписи у президента. По заключительным положениям проекта, новых ставок акцизного налога можно ожидать через месяц после публикации. Какой будет реакция автомобильного рынка в долгосрочной перспективе, станет известно только после вступления документа в законную силу. Пока же можно лишь с одобрением отнестись к инициативе народных депутатов, которая, согласно пояснительной записке, позволит многим гражданам страны официально оформить свои автомобили, если размер акциза снизится до «экономически обоснованного» уровня, или приобрести подержанный автомобиль по своим средствам.


*Для бензинового двигателя:

Объем цилиндров, см3

Ставка акцизного налога, евро

До 1000

0,102 за 1 см3

Более 1000, до 1500

0,063 за 1 см3

Более 1500, до 2200

0,267 за 1 см3

Более 2200, до 3000

0,276 за 1 см3

Более 3000

2,209 за 1 см3

 

**Для дизеля и полудизеля:

Объем цилиндров, см3

Ставка акцизного налога, евро:

До 1500

0,103 за 1 см3

Более 1500, до 2500

0,327 за 1 см3

Более 2500

2,209 за 1 см3


Цена легкового автомобиля с 2 л бензиновым двигателем, бывшего в использовании более пяти лет, если при покупке он стоит 5 тыс. евро, с растаможкой составит немногим менее 12,5 тыс. евро. В эту сумму войдут 500 евро пошлины, 2076 евро НДС и 4882 евро акцизного налога (без учета сумм для уплаты в Пенсионный фонд). Если же применить новую ставку акцизного налога (0,267 евро), то итоговая цена авто составит около 7,2 тыс. евро, а сам акциз не превысит 534 евро.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Галина Юровська
    Галина Юровська
    суддя Конституційного Суду України
  • Ірина Верещук
    Ірина Верещук
    заступник Керівника Офісу Президента України
  • Дмитро Матохнюк
    Дмитро Матохнюк
    суддя Сьомого апеляційного адміністративного суду