Все грани ликвидации Верховного Суда и высших спецсудов

10:00, 21 июля 2016
Принятая 2 июня 2016 года новая редакция Закона «О судоустройстве и статусе судей» наделала много шума хотя бы потому, что до последнего практически никто не был знаком с его окончательным текстом.
Все грани ликвидации Верховного Суда и высших спецсудов

Наталья Мамченко,
Вячеслав Хрипун
,
«Судебно-юридическая газета»

 

Принятая 2 июня 2016 года новая редакция Закона «О судоустройстве и статусе судей» наделала много шума хотя бы потому, что до последнего практически никто не был знаком с его окончательным текстом.

Вплоть до 13 июля, когда появилось сообщение о подписании закона президентом Украины Петром Порошенко, никто не знал, будут ли внесены в закон какие-то дополнительные изменения.

Неизвестность порождает разные толки. Среди судей и народных депутатов ходили слухи, что за окончательную редакцию закона еще идут торги, что «наверху» нет единства по поводу конкурса для судей-«пятилеток», допуска в суды апелляционной инстанции адвокатов, ликвидации высших специализированных судов, увеличения заработных плат судьям с 1 января 2017 года.

Говорили, что в команде президента есть сомнения по поводу того, удастся ли своевременно принять изменения в процессуальные кодексы, не будет ли судебная система парализована при передаче дел в новый Верховный Суд и т.д. Вследствие такой неопределенности за свою судьбу сразу забеспокоились все, кого касаются нормы закона.

Как следует из закона, с началом работы Верховного Суда Верховный Суд Украины, Высший хозяйственный суд, Высший административный суд и Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел ликвидируются. Впрочем, в п. 6 «Переходных положений» есть небольшая оговорка: они действуют в пределах их полномочий, определенных процессуальным законом, до начала работы Верховного Суда в составе, определенном законом, и до вступления в силу соответствующего процессуального законодательства, регулирующего порядок рассмотрения дел Верховным Судом в составе не менее 65 судей.

Таким образом, еще одним условием ликвидации указанных судов является принятие изменений в процессуальные кодексы, которые пока нарабатываются Советом по вопросам судебной реформы и должны быть приняты именно парламентом. Появится ли у политических сил желание затормозить эти процессы с учетом того, как проходили переговоры относительно Закона «О судоустройстве и статусе судей», — также вопрос.

Опять-таки новым законом не предусмотрен такой важнейший момент, как то, каким образом будет осуществляться передача дел из высших судов в новосозданный Верховный Суд.

В целом в законе нет ответов на многие вопросы.

В частности, им не учтено, будут ли избраны судьи в каждый кассационный суд пропорционально или нет, а значит, в одном суде может быть пять судей, в другом — 30 и т.д. Но даже если предположить, что в каждом кассационном суде будет по 16 судей, то за месяц они проведут Пленум и объявят о старте своей работы, и тут же ликвидируются все высшие специализированные суды, в каждом из которых сейчас работают в среднем около 80 судей. Очевидно, что на плечи нового Верховного Суда упадет немалая нагрузка.

Например, в Высшем административном суде в 2015 году было около 94 тыс. дел. Каждый судья в течение месяца слушает около 100 споров, т.е. в год — 1200. Остаток дел в Высшем административном суде на данный период составляет примерно 20 тыс. Как будет проходить перераспределение дел и как это отразится на сроках, пока под вопросом.

Еще один момент касается сотрудников аппарата — законом не предусмотрена их дальнейшая судьба после ликвидации судов, где они работают.

Хотя, расслабляться авторам реформы не стоит в любом случае. Уже известно о намерении Верховного Суда обратиться с представлением в Конституционный Суд по поводу неконституционности ряда положений нового закона. Вероятно, будущее представление не будет касаться всех норм закона сразу, а затронет ряд положений, связанных с ликвидацией Верховного Суда Украины, конституционностью процедуры конкурсного отбора для действующих судей Верховного Суда, соответствием Конституции идеи создания в одном Верховном Суде четырех фактически самостоятельных кассационных судов и т.д.

Не исключено, что Конституционный Суд в итоге может признать некоторые моменты не соответствующими Конституции, что приведет к необходимости внести изменения в текст закона.

Читайте подробнее о том, какие процессы по реформированию судебной власти будут запущены уже этой осенью, в статье «Судам показали будущее».

 

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
З чого формується довіра до Феміди
Новости онлайн