Высший админсуд Украины обобщил, как открывать производство в админделах и осуществлять рассмотрение дел.
Пленум Высшего административного суда Украины (далее — ВАСУ) в своем постановлении от 29 сентября 2016 года №14 обобщил практику применения административными судами первой инстанции глав 1-4 раздела III Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения и разрешения административных дел. Об этом сообщает пресс-служба ВАСУ.
С целью обеспечения правильного и единообразного применения судами отдельных положений Кодекс административного судопроизводства Украины (далее — КАС Украины) Пленум Высшего административного суда Украины предоставил такие выводы и рекомендации:
1. Административный иск предъявляется путем подачи искового заявления в суд первой инстанции; по форме и содержанию должен соответствовать требованиям, установленным статьями 105, 106 КАС Украины. Оставляя без движения исковое заявление в связи с выявленными недостатками, суды должны выяснить, действительно ли они настолько значительные, что препятствуют суду рассмотреть спор по существу заявленного иска и не могут быть устранены путем опроса истца в судебном заседании, истребованием доказательств и т.п. Суды должны учитывать, что непредоставление доказательств не является недостатком, препятствующим суду решить вопрос об открытии производства по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством их предоставление разрешается на всех стадиях административного процесса до принятия судом решения.
2. До вынесения постановления об открытии производства по делу судья не имеет права совершать любые действия по подготовке дела к судебному разбирательству, в частности, обеспечивать иск, проводить предварительное судебное заседание и т.п.
3. С целью урегулирования спора досудебного разбирательства суды должны выяснять: не отказывается истец от иска, признает ли иск ответчик, не желают ли стороны заключить мировое соглашение. Указанные процессуальные действия должны также совершаться и во время судебного заседания, но должны осуществляться не формально, а суды обязаны тщательно проверять основания для отказа от иска и выяснять, не нарушает такой отказ права или интересы других лиц, есть ли основания для принятия отказа от иска. Если для этого нет законных оснований, то суд выносит определение об отказе в принятии заявления об отказе в иске, признание ответчиком иска, заключение мирового соглашения и продолжает рассмотрение дела. Суды обязаны сохранять объективность и беспристрастность и разъяснять сторонам правовые последствия процессуальных действий.
4. Решая вопрос об открытии производства по делу, принимая отказ от иска, признание иска ответчиком, заключение мирового соглашения, суды должны проверять, исковое ли заявление подано лицом, которое имеет административную процессуальную дееспособность, или подано исковое заявление лицом, имеющим полномочия на ведение дела, а также исследовать полномочия представителя, который отказывается от иска, признает иск, заключает мировое соглашение.
5. Подготовительное производство по делу осуществляется судьей, который открыл производство по делу. На этой стадии судом принимаются максимально возможные меры для всестороннего и объективного рассмотрения и решения дела в одном судебном заседании в течение разумного срока. С этой целью и с учетом принципа состязательности сторон, диспозитивности и официального выяснения всех обстоятельств по делу суд должен истребовать необходимые доказательства; провести необходимые справки; назначить экспертизу; решить вопрос о необходимости привлечения свидетелей, специалиста, переводчика; определить состав участников процесса и решить вопрос о привлечении третьих лиц к делу; определиться с необходимостью проведения предварительного судебного заседания.
6. На стадии подготовки дела к рассмотрению необходимо определить наличие или отсутствие публично-правового спора, характер спорных правоотношений, содержание их правовых требований и закон, который их регулирует и которым следует руководствоваться при разрешении спора. Суд на этой стадии также определяет факты, которые необходимо установить для разрешения спора, и какие из них признаются каждой стороной, а какие подлежат доказыванию.
7. Принимая заявление об изменении исковых требований, суды должны проверять ее соответствие требованиям, установленным Кодексом административного судопроизводства Украины для исковых заявлений.
8. Решая вопрос об оставлении искового заявления без рассмотрения, приостановления или прекращения производства по делу, суды, осознавая, что дальнейшее производство по делу прекращается и возможно наступление негативных последствий для стороны, обязаны тщательно проверять основания для совершения таких процессуальных действий, полномочия представителей лиц, доказательства и т.п.
9. Принимая меры обеспечения исковых требований, суды должны очень тщательно исследовать необходимость принятия таких мер и убедиться в реальности существования очевидной опасности причинения вреда правам, свободам и интересам истца до принятия решения по административному делу и действительно ли защита этих прав, свобод и интересов станет невозможной без применения таких мер.