Преступникам за тяжкие и особо тяжкие преступления исключат возможность отбытия большой части срока в СИЗО

19:00, 2 ноября 2016
Верховная Рада Украины хочет внести ограничение на тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья человека
Преступникам за тяжкие и особо тяжкие преступления исключат возможность отбытия большой части срока в СИЗО
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

 Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Верховная Рада Украины хочет внести ограничение на тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья человека.

Так, 1 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект 5327 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно невозможности зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания из расчета один день предварительного заключения за два дня лишения свободы за совершение тяжелых и особо тяжелых преступлений против жизни и здоровья людей)».

Инициаторами законопроекта выступил народный депутат Украины Юрий Македон.

 

Рецидивистов становится больше

Необходимость принятия этого законопроекта возникла после бурной реакции в обществе, правоохранительных органах и органах судебной власти, которые раскритиковали принятый Верховной Радой Закон Украины «Относительно усовершенствования порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания», в котором предусмотрен порядок зачисления судом срока предварительного заключения в случае осуждения к лишению свободы в пределах того же уголовного производства, в рамках которого к лицу было применено предварительное заключение, которое производится из расчета один день предварительного заключения за два дня лишения свободы.

Как отмечается в пояснительной записке, преступность, особенно рецидивная, с каждым днем ​​растет непомерными темпами. Лица, осужденные к лишению свободы за совершение преступления против жизни и здоровья, пользуясь «привилегиями» Закона, отбыв половину назначенного им судом срока наказания в учреждениях предварительного заключения, выходят на свободу. Большинство из них, собираясь исправляться умышленно, повторно совершают преступления, зная, что в случае их задержания отбудут только половину назначенного им наказания, что является недопустимым для общества и общественности в целом.

Правоохранительные органы с каждым днем ​​сталкиваются со все большим количеством полученных заявлений, а также фактов о совершении тяжелых и особо тяжелых преступлений лицами, которые ранее привлекались к их совершению.

«Несмотря на поддержку Закона отечественными юристами и представителями ЕС, общество, с учетом практики его применения, признало закон недостаточно совершенным, более того, социально опасным, поскольку под его действие попадают лица, которые склонны к рецидиву, а также относятся к категории преступников, склонных к совершению тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья людей.

Поэтому мной, как субъектом права законодательной инициативы, предлагается внести некоторые изменения в ст. 72 УК Украины, где предлагается ограничить применение действия ч. 5 этой статьи тяжелых и особо тяжелых преступлений против жизни и здоровья человека», — заявил народный депутат Юрий Македон.

Ранее «Судебно-юридическая газета» уже разбирала новый законопроект №5259-2 «О внесении изменений в ст. 72 Уголовного кодекса Украины относительно усовершенствования порядка зачисления срока предварительного заключения». В законопроекте депутаты предлагали зачислять судом при вынесении приговора срок пребывания в СИЗО в зависимости от тяжести преступления.

Авторы считали, что изменения улучшат состояние обеспечения и защиты прав и свобод человека, находящегося под следствием; будут способствовать восстановлению права и законных интересов людей, осужденных к лишению свободы, а также расследованию производства в пределах срока досудебного расследования. Так, законопроект был отправлен на рассмотрение в профильный Комитет Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.

 

Правовое обеспечение как предотвращение новых преступлений

Целью данного законопроекта является правовое обеспечение охраны определенных общественных отношений и социальных благ, а также предотвращение новых преступлений с назначением необходимого наказания для их исправления.

На какие права рассчитывает любой гражданин сейчас:

  • ст. 3 Всеобщей декларации прав человека (1948 года) определено, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
  • согласно ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, указано, что право на жизнь является неотъемлемым правом человека, которое охраняется законом;
  • в соответствии со ст. 3 Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью;

«Обязанность государства — защищать жизнь человека. Формой государственной защиты жизни и здоровья человека является установление уголовной ответственности за преступления, совершенные против жизни и здоровья.

В обязанности суда входит, как устанавливать вину подсудимых и назначать им необходимое и достаточное для их исправление и предупреждение новых преступлений наказания, так и принимать все необходимые меры для полного возмещения, причиненного потерпевшим материального и морального вреда», — отмечает народный депутат.

Действия, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи, не применяются к преступлениям, предусмотренным: ч. 1 ст. 109, частями 2, 3 ст. 110, частями 2, 3, 4 ст. 110-2, ч. 1 ст. 111, статьями 112, 113, ч. 1 ст. 114, ст. 114-1, ст. 115, ч. 3 ст. 120, ст. 121, ч. 2 ст. 127, ст. 146, ст. 147, ст. 149, ч. 2 ст. 151, ст. 152, частями 2, 3 ст. 153, ч. 2 ст. 155, ч. 2 ст. 156, ст. 187, частями 3, 4 ст. 189, ч. 1 ст. 255, ст. 257, частями 1, 2, 3 ст. 258, частями 1, 2, 3, ст. 258-5, частями 2, 3 ст. 289, частями 1, 2, 3 ст. 307, частями 2, 3 ст. 308, ч. 3 ст. 309, частями 2, 3 ст. 314, ч. 2 ст. 315, частями 3, 4 ст. 345, частями 3, 4 ст. 345-1, частями 2, 3 ст. 346, ч. 2 ст. 347, ст. 348, ст. 348-1, ст. 349, ст. 349-1, ч. 3 ст. 350, ч. 2 ст. 352, ч. 2 ст. 373, ч. 3 ст. 377, ст. 379, ч. 3 ст. 398, частями 2, 3 ст. 399, ст. 400, частями 2, 3, 4 ст. 405, ч. 4 ст. 410, ст. 433, ст. 438, ст. 439, статьями 441-444, ст. 446.

 

Какие изменения предлагается внести

Законопроектом предлагается внести изменения в ст. 72 Уголовного кодекса Украины, дополнив ее новой ч. 7, включающей вышеуказанный перечень статей, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса, согласно которым применение действия ч. 5 этой статьи будет ограничено, в частности, в тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья человека.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый