Пленум Высшего админсуда обобщил практику процессуального права в районных судах

12:45, 9 ноября 2016
Во исполнение плана работы Высшего административного суда Украины на I полугодие 2016 года отдел обобщения судебной практики совершил изучения и обобщения практики применения административными судами первой инстанции глав 1-4 раздела III Кодекса административного судопроизводства Украины (далее — КАС Украины) во время рассмотрения и разрешения административных дел.
Пленум Высшего админсуда обобщил практику процессуального права в районных судах

Виктория Никитина,

«Судебно—юридическая газета»

 

Во исполнение плана работы Высшего административного суда Украины на I полугодие 2016 года отдел обобщения судебной практики совершил изучения и обобщения практики применения административными судами первой инстанции глав 1-4 раздела III Кодекса административного судопроизводства Украины (далее — КАС Украины) во время рассмотрения и разрешения административных дел.

Об этом идет речь в Постановлении Пленума ВАСУ от 29.09.2016 года №14.

Так, осуществив анализ практики применения административными судами главам 1-4 раздела III Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения и решения административных дел на стадиях открытия производства по административному делу, подготовительного производства, судебного рассмотрения, стоит отметить, что на протяжении 2014-2015 гг., в основном в апелляционном суде, пересматривались постановления судов первой инстанции об оставлении искового заявления без рассмотрения, о возвращении искового заявления, об отказе в открытии производства в деле, а также иные решения, которые были связаны с определением юрисдикционной принадлежности дела, ее подсудности и применением судами сроков обращения в административный суд.

С целью обеспечения правильного и одинакового применения судами отдельных положений КАС Украины необходимо принять постановление Пленума Высшего административного суда Украины и дать судам такие разъяснения:

1. Административный иск предъявляется путем подачи искового заявления в суд первой инстанции, которая по форме и содержанию должна соответствовать требованиям, установленным статьями 105, 106 КАС Украины. Оставляя без движения исковое заявление в связи с выявленными недостатками, суды должны выяснить, действительно ли они являются настолько значительными, что препятствуют суду рассмотреть спор по существу заявленного иска, и не могут быть устранены путем опроса истца в судебном заседании, истребовании доказательств. Суды должны учитывать, что непредоставление доказательств не является недостатком, что препятствует суду решить вопрос об открытии производства по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством их предоставление разрешается на всех стадиях административного процесса до принятия судом решения.

2. До вынесения определения об открытии производства по делу судья не имеет права совершать любые действия относительно подготовки дела к судебному разбирательству, в частности, обеспечивать иск, проводить предварительное судебное заседание и т.п.

3. С целью урегулирования спора до судебного разбирательства суды должны выяснять: не отказывается ли истец от иска, признает ли иск ответчик, не желают ли стороны заключить мировое соглашение. Указанные процессуальные действия должны также совершаться и во время судебного заседания, но должны осуществляться неформально, а суды обязаны тщательно проверять основания для отказа от иска и выяснять, не нарушает ли такой отказ права или интересы других лиц, имеются основания для принятия отказа от иска. Если для этого нет законных оснований, то суд выносит определение об отказе в принятии заявления об отказе в иске, признания ответчиком иска, заключения мирового соглашения и продолжает рассмотрение дела. Суды обязаны сохранять объективность и беспристрастность, разъяснять сторонам правовые последствия процессуальных действий.

4. Решая вопрос об открытии производства по делу, принимая отказ от иска, признания иска ответчиком, заключения мирового соглашения, суды должны проверять исковое заявление, поданное лицом, которое имеет административную процессуальную дееспособность, или поданное исковое заявление лицом, имеющим полномочия на ведение дела, а также исследовать полномочия представителя, который отказывается от иска, признает иск, заключает мировое соглашение.

5. Подготовительное производство по делу осуществляется судьей, который открыл производство по делу. На этой стадии судом принимаются максимально возможные меры для всестороннего и объективного рассмотрения и решения дела в одном судебном заседании в течение разумного срока. С этой целью и с учетом принципа состязательности сторон, диспозитивности и официального выяснения всех обстоятельств по делу суд должен истребовать необходимые доказательства; навести необходимые справки; назначить экспертизу; решить вопрос о необходимости привлечения свидетелей, специалиста, переводчика; определить состав участников процесса и решить вопрос о привлечении третьих лиц к делу; определиться с необходимостью проведения предварительного судебного заседания.

6. На стадии подготовки дела к рассмотрению необходимо определить наличие или отсутствие публично-правового спора, характер спорных правоотношений, содержание их правовых требований и закон, который их регулирует и которым надлежит руководствоваться при разрешении спора. Суд на этой стадии также определяет факты, которые необходимо установить для разрешения спора, и какие из них признаются каждой стороной, а подлежащих доказыванию.

7. Принимая заявление об изменении исковых требований, суды должны проверять ее соответствие требованиям, установленным КАС Украины для исковых заявлений.

8. Решая вопрос об оставлении искового заявления без рассмотрения, приостановления или закрытия производства по делу, суды, осознавая, что дальнейшее производство по делу прекращается и возможно наступление негативных последствий для стороны, обязаны тщательно проверять основания для совершения таких процессуальных действий, полномочия представителей лиц, доказательства и т.п.

9. Принимая меры обеспечения исковых требований, суды должны достаточно тщательно исследовать необходимость принятия таких мер и убедиться в реальности существования очевидной опасности причинения вреда правам, свободам и интересам истца до принятия решения в административном деле и действительно ли защита этих прав, свобод и интересов станет невозможным без принятия таких мер.

С полным текстом данного анализа можно ознакомиться по ссылке.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
З чого формується довіра до Феміди
Новости онлайн