Финансирование судебной системы будет производиться через других распорядителей

19:00, 28 ноября 2016
Верховная Рада Украины хочет назначить Верховный Суд, Высший совет юстиции и Государственную судебную администрацию Украины распорядителями бюджета для судей и судебной системы.
Финансирование судебной системы будет производиться через других распорядителей
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Верховная Рада Украины хочет назначить Верховный Суд, Высший совет юстиции и Государственную судебную администрацию Украины распорядителями бюджета для судей и судебной системы.

Так, 23 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5181 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно уточнения распорядителей бюджетных средств».

Инициатором законопроекта выступил президент Украины Петр Порошенко.

 

Независимость судей и независимость правосудия

Верховная Рада Украины 2 июня 2016 года приняла Законы Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» и «О судоустройстве и статусе судей», что стало продолжением внесение системных изменений в законодательство Украины в части правосудия, предусмотренных Стратегией реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 гг., одобренной Указом Президента Украины от 20 мая 2015 года №276, и направленных на реализацию принципов верховенства права и обеспечения каждому права на справедливое судебное разбирательство независимым и беспристрастным судом.

Как указано в пояснительной записке, законопроект разработан с целью согласования с положениями Законов Украины от 2 июня 2016 года «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» и «О судоустройстве и статусе судей» в части обеспечения гарантий независимости судей и независимых условий для осуществления правосудия независимым и справедливым судом путем в частности, закрепление правового статуса Верховного Суда, Высшего совета юстиции и Государственной судебной администрации Украины как субъектов бюджетных правоотношений.

 

Бюджетный кодекс и как предлагается содержать суд

Так, положениями законопроекта реестр. №5181 предложены изменения в Бюджетный кодекс Украины, в частности, в отношении следующего:

  • закрепление статуса главного распорядителя средств Государственного бюджета за Высшим советом правосудия и Государственной судебной администрацией Украины и изъятие из перечня главных распорядителей средств бюджета высших специализированных судов/изменения в п. 1 ч. 2 ст. 22/;
  • установление гарантий относительно невозможности уменьшения бюджетных назначений на содержание судов и других органов и учреждений системы правосудия без согласования с Высшим советом правосудия/изменения к ч. 3 ст. 23/;
  • определение в проекте Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период приоритетных задач финансирования судебной власти и обеспечение ее независимости, а также представление Кабинету Министров Украины до 1 марта, предшествующего плановому, Высшим советом правосудия предложений относительно таких задач/изменения ч. 2 и 4 ст. 33/;
  • согласование Высшим советом правосудия проекта закона о Государственном бюджете до его одобрения правительством по статьям, связанных с обеспечением функционирования судов и деятельности судей, органов и учреждений системы правосудия/изменения к ч. 2 ст. 37/;
  • дополнения перечня материалов, прилагаемых к проекту закона о Государственном бюджете Украины, информации относительно учета предложений Высшего совета правосудия к проекту закона о Государственном бюджете Украины по статьям, связанным с обеспечением функционирования судов и деятельности судей, органов и учреждений системы правосудия (с мотивированным обоснованием)/изменения к ч. 1 ст. 38/.

В Государственном бюджете на 2016 год и в представленном правительством проекте Государственного бюджета на 2017 год в системе правосудия главными распорядителями бюджетных средств определены: Государственная судебная администрация Украины, Верховный суд Украины (в проекте Государственного бюджета на 2017 год — Верховный суд и высшие специализированные суды (Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины и Высший совет юстиции (в проекте Государственного бюджета на 2017 год — Высший совет правосудия в соответствии с Законом Украины от 2 июня 2016 года №1402-VIII «О судоустройстве и статусе судей»).

Следует отметить, что законопроект реестр. №5181 системно связан с законопроектом за реестр. №5180 «О Высшем совете правосудия», которым определяется статус, полномочия, основы организации и порядок деятельности Высшего совета правосудия. Указанным законопроектом, среди прочего, устанавливаются положения, в частности, определения Высшего совета правосудия юридическим лицом, расходы на содержание которой определяются отдельной строкой в Государственном бюджете Украины (ст. 1 законопроекта), отнесение к полномочиям Высшего совета правосудия участия в определении расходов Государственного бюджета Украины на содержание судов, органов и учреждений системы правосудия; утверждение по представлению Государственной судебной администрации Украины нормативов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения судов (ст. 3 законопроекта) и др.

Учитывая то, что основные принципы функционирования и деятельности Высшего совета правосудия регулируются именно законопроектом за реестр. №5180, законопроект реестр. №5181 необходимо рассматривать лишь в случае принятия в целом законопроекта реестр. №5180, поскольку в противном случае принятие законопроекта за реестр. №5181 не будет иметь юридических предпосылок для его реализации.

Стоит отметить, что, согласно ст. 130 Конституции Украины, государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей. В Государственном бюджете Украины отдельно определяются расходы на содержание судов с учетом предложений Высшего совета правосудия.

Одновременно необходимо отметить, что особый порядок финансирования судов и деятельности судей является одной из конституционных гарантий их независимости, закрепленных в ст. 126 Конституции Украины и направленных на обеспечение надлежащих условий для осуществления независимого правосудия.

 

Финансовая обеспеченность суда

С целью реализации таких конституционных гарантий независимости судей, в частности, их финансового обеспечения, ч. 2 ст. 146 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» установлено, что обеспечение функционирования судебной власти предусматривает, в частности, отдельное определение в Государственном бюджете Украины расходов на финансирование судов не ниже уровня, обеспечивающего возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом, а также законодательное гарантирование полного и своевременного финансирования судов.

Так, ч. 3 ст. 148 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» определены функции главных распорядителей средств Государственного бюджета Украины относительно финансового обеспечения деятельности судов.

Верховный Суд осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств по финансовому обеспечению его деятельности, а Государственная судебная администрация Украины — относительно финансового обеспечения деятельности всех других судов, деятельности Высшей квалификационной комиссии судей Украины, органов судейского самоуправления, Национальной школы судей Украины, Службы судебной охраны и Государственной судебной администрации Украины. Финансовое обеспечение деятельности Высшего совета правосудия осуществляется ею самостоятельно.

Как отмечается в пояснительной записке, наряду с этим, положениями раздела XII «Заключительные и переходные положения» указанного Закона предусмотрено образование Верховного Суда в порядке и в составе, которые определены этим Законом, и в течение шести месяцев со дня вступления в силу установлено, что Верховный Суд создается на материально-технической базе Верховного Суда Украины, Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высшего хозяйственного суда Украины, Высшего административного суда Украины. При этом Верховный Суд Украины, Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины действуют в пределах их полномочий, определенных процессуальным законом, до начала работы Верховного Суда в составе, определенном этим Законом, и до вступления в силу соответствующим процессуальным законодательством, регулирующим порядок рассмотрения дел Верховным Судом в составе, определенном этим Законом. Также установлено, что со дня начала работы Верховного Суда в составе, определенном этим Законом, Верховный Суд Украины, Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины прекращают свою деятельность и ликвидируются в установленном законом порядке. Одновременно с этим предусмотрено, что день начала работы Верховного Суда в составе, определенном настоящим Законом, определяется решением его Пленума, что публикуется на веб-портале судебной власти и в газете «Голос Украины».

Учитывая такие положения, в поданном правительством проекте Государственного бюджета на 2017 год (законопроект реестр.№5000) статус главных распорядителей бюджетных средств сохранено за высшими специализированными судами (Высшим специализированным судом Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высшим хозяйственным судом Украины, Высшим административным судом Украины).

Следует отметить, что в законопроекте за реестр. №5181 применяется термин «финансирование», что в свою очередь не согласуется с терминологией, определенной в п. 51 ч. 1 ст. 2 Кодекса.

Так, Кодексом определяется термин «финансирование бюджета», под которым понимается поступление и расходы бюджета, связанные с изменением объема долга, объемов депозитов и ценных бумаг, средства от приватизации государственного имущества (относительно Государственного бюджета), изменение остатков бюджетных средств, которые используются для покрытия дефицита бюджета или определения профицита бюджета. Следовательно, применение в законопроекте термина «финансирование» в смысле установления соответствующих расходов бюджета не согласуется с требованиями Кодекса.

Учитывая необходимость соблюдения единой бюджетной терминологии, предлагается в п. 4 раздела и законопроекта/относительно изменений к ст. 33 Кодекса слова «приоритетных задач финансирования судебной власти и обеспечения ее независимости» заменить словами «приоритетных задач финансового обеспечения судебной власти и ее независимости».

Кроме этого, нецелесообразно в п. 1 раздела II законопроекта указывать, что соответствующий закон должен вступать в силу со дня, следующего за днем его опубликования, но не ранее 30 сентября 2016 года, поскольку определена дата уже прошла.

 

Кто должен выступать субъектом бюджетных правоотношений

Законопроект разработан с целью закрепления правового статуса Верховного Суда, Высшего совета юстиции и Государственной судебной администрации Украины как субъектов бюджетных правоотношений.

 

Комментарий Главного научно-экспертного управления

Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады Украины (письмо от 30 сентября 2016 года №16/3-1089/5181(231146)) в целом поддерживая предложения законопроекта, вместе с тем считает целесообразным отметить, что поскольку по смыслу соответствующих положений п. 6 ст. 116 Конституции Украины и ст. 42 Бюджетного кодекса Украины разработку и обеспечение выполнения утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины отнесено к полномочиям Кабинета Министров Украины, то было бы логичным для принятия взвешенного решения по внесенному законопроекту получить соответствующее экспертное заключение правительства.

Министерство финансов Украины в своем экспертном заключении высказывает отдельные замечания к законопроекту.

На время рассмотрения законопроекта в Комитет по вопросам бюджета выводы комитетов Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции (относительно проведения антикоррупционной экспертизы законопроекта) и по вопросам европейской интеграции (относительно оценки соответствия законопроекта международно-правовым обязательствам Украины в сфере европейской интеграции) не поступили.

По результатам рассмотрения законопроекта, Комитет по вопросам бюджета принял решение: рекомендовать Верховной Раде Украины проект закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно уточнения распорядителей бюджетных средств (рег. №5181 от 23 сентября 2016 года), поданный президентом Украины, по результатам рассмотрения в первом чтении принять за основу и в целом как закон после принятия в целом проекта закона о Высшем совете правосудия, поданного президентом Украины, с учетом следующих предложений:

  • в п. 4 раздела и законопроекта слова «приоритетных задач финансирования судебной власти и обеспечения ее независимости» заменить словами «приоритетных задач финансового обеспечения судебной власти и ее независимости»;
  • в п. 1 раздела II слова и цифры «но не ранее 30 сентября 2016 года» исключить.

 

Что несет в себе законопроект

Также Главный комитет отмечает следующее, что в законопроекте путем внесения изменений в Бюджетный кодекс Украины предлагается:

  • включить Высший совет правосудия в перечень главных распорядителей бюджетных средств;
  • установить, что предложения об уменьшении бюджетных назначений на содержание судов, других органов и учреждений системы правосудия должны быть согласованы Кабинетом Министров Украины и Высшим советом правосудия.
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Наталія Сидор
    Наталія Сидор
    суддя Львівського окружного адміністративного суду