Госсудебная администрация дискриминирует судей в вопросе зарплаты, — судья Р. Брегей

14:00, 17 января 2017
На прошлой неделе, 13 января 2017 года, ГСА Украины направила в суды письмо, в котором сообщалось, что размер должностного оклада судьи, который не прошел квалификационное оценивание, составляет 16 тыс. грн.
Госсудебная администрация дискриминирует судей в вопросе зарплаты, — судья Р. Брегей

Андрей Гопенко,
«Судебно-юридическая газета»

На прошлой неделе, 13 января 2017 года, ГСА Украины (далее — Администрация) направила в суды письмо, в котором сообщалось, что размер должностного оклада судьи, который не прошел квалификационное оценивание, составляет 16 тыс. грн.

Судья Кировоградского окружного административного суда Роман Брегей не согласился с данным нововведением и рассказал, в чем, собственно, состоит проблема.

Как напомнил судья, п. 23 Переходных и заключительных положений Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», который вступил в силу 30 сентября 2016 года, установлено следующее:

«До прохождения квалификационного оценивания судья получает судейское вознаграждение, определенное в соответствии с положениями Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 год, №№41-45, ст. 529; 2015 год, №№18-20, ст. 132 с последующими изменениями)».

По состоянию на упомянутую дату, Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 2010 года ст. 133 определяла, что судейское вознаграждение регулируется настоящим Законом, Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» и не может определяться другими нормативно-правовыми актами, а должностной оклад судьи суда первой инстанции составляет десять минимальных заработных плат.

Роман Брегей акцентировал, что Закон «О судоустройстве и статусе судей» от 2010 года утратил силу со дня вступления в силу Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 2016 года.

«Итак, с 30 сентября 2016 года невозможно вносить изменения в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 2010 года», — отметил он.

В Украине Законом «О Госбюджете на 2017 год» установлено, что минимальная заработная плата составляет 3200 грн.

«Возникает вопрос: почему должностной оклад судьи суда первой инстанции, который не проходил квалификационное оценивание, меньше, чем 32 тыс. грн?», — недоумевает Брегей.

В письме Администрации также упоминаются предписания Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 6 декабря 2016 года.

Так, п. 3 Переходных и заключительных положений этого нормативно-правового акта, вступившего в силу с 1 января 2017 года, установлено следующее:

«Установить, что минимальная заработная плата после вступления в силу этим Законом не применяется как расчетная величина для определения должностных окладов и заработной платы работников и других выплат.

До внесения изменений в законы Украины относительно неприменения минимальной заработной платы как расчетной величины она применяется в размере 1600 грн».

Анализируя данную норму права, судья сделал следующие выводы:

- законодатель признал обязанность внести изменения в законы, в которых заработная платная кратна минимальной заработной плате (составляет определенное ее количество);

- до внесения изменений в законодательство минимальная заработная плата при определении заработной платы работника должна исчисляться в сумме 1600 грн;

-1600 грн применяется в тех случаях, когда есть возможность внести изменения в закон.

Как вывод, если до 1 января 2017 года такие анонсированные изменения не внесены в законы, то вся страна живет с минимальной заработной платой в сумме 3200 грн, а определенные категории работников — 1600 грн.

По мнению Брегея, это является прямой дискриминацией, с которой призывает бороться законодатель в Конституции и Законе Украины «Об основах противодействия и предотвращения дискриминации».

«Стоит обратить внимание, что по логике законодателя, согласно содержанию Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 2010 года, размер судейского вознаграждения судей зависел от размера минимальной заработной платы, которая не может уменьшаться», — объяснил он.

Т.е. судейское вознаграждение могло только увеличиваться.

Формула должностного оклада — это десять минимальных заработных плат, а не определенная величина.

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 6 декабря 2016 года не вносились и не могли вноситься изменения в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 2010 года.

Подытоживая, выходит, что должностной оклад судьи суда первой инстанции, который не проходил квалификационную оценку, с 1 января 2017 года должен составлять десять минимальных заработных плат, размер которой установлен Законом Украины «О Государственном бюджете на 2017 год», т.е. 32 тыс. грн.

Установив размер этой величины в сумме 16 тыс. грн, Администрация не в полной мере проанализировала совокупность норм действующего законодательства, чем допустила прямую дискриминацию, тем самым «не оставив судьям другого выбора, как идти в суд и защищать нарушенное право»

«Если судья является объектом дискриминации и соглашается с этим, то, простите, у граждан могут возникнуть сомнения относительно желания этим лицом защищать других», — настаивает он.

По его словам, судьи получили дискриминацию не вследствие нормы закона, а благодаря неправильному его чтению. Такие дискриминационные действия допущены Администрацией, руководство которой избиралось судьями.

В итоге судья Роман Брегей призывает руководство Администрации пересмотреть свое решение.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Втручання суду в розподіл справ стане неможливим
Сегодня день рождения празднуют
  • Наталья Кузьменко
    Наталья Кузьменко
    судья Херсонского окружного административного суда
  • Светлана Яковлева
    Светлана Яковлева
    судья Кассационного уголовного суда Верховного Суда
Новости онлайн