КСУ принял решение о штрафах и механизме привлечения к ответственности за нарушения в сфере автотранспорта – резюме
Первый сенат Конституционного Суда Украины рассмотрел дело по конституционным жалобам Гасяка Виталия Валерьевича, Дыняка Сергея Васильевича, Маклашевского Виталия Викторовича относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) части первой статьи 14-3, части второй статьи 132-1, части восьмой статьи 258, части четвертой статьи 279-5 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
По мнению субъектов права на конституционную жалобу, часть первая статьи 14-3 Кодекса не соответствует Конституции Украины, поскольку нарушает принципы индивидуализации юридической ответственности и презумпции невиновности лица, а установление частью второй статьи 132-1 Кодекса чрезмерного размера штрафных санкций является несправедливым и непропорциональным.
Судья-докладчик по делу – Александр Петришин.
По результатам рассмотрения Суд принял Решение № 7-р(І)/2025, которым признал конституционными часть первую статьи 14-3, часть вторую статьи 132-1 Кодекса.
В соответствии с частью первой статьи 14-3 Кодекса административную ответственность за правонарушения в сфере безопасности на автомобильном транспорте, предусмотренные, в частности, частями второй и третьей статьи 132-1 Кодекса, зафиксированные в автоматическом режиме, несет ответственное лицо – физическое лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство, а в случае если в Единый государственный реестр транспортных средств внесены сведения о надлежащем пользователе соответствующего транспортного средства – надлежащий пользователь транспортного средства, а если в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований на момент запроса отсутствуют сведения о руководителе юридического лица, за которым зарегистрировано транспортное средство, – лицо, исполняющее полномочия руководителя такого юридического лица.
Согласно части второй статьи 132-1 Кодекса превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм при движении крупногабаритными и тяжеловесными транспортными средствами автомобильными дорогами, улицами или железнодорожными переездами влечет за собой наложение штрафа <…>.
Суд закрыл конституционное производство по делу относительно соответствия Конституции Украины части восьмой статьи 258, части четвертой статьи 279-5 Кодекса в связи с обращением в Суд ненадлежащего субъекта.
Исследовав вопросы, поднятые в конституционных жалобах, Суд отметил, что предметом конституционного контроля в этом деле является часть первая статьи 14-3, часть вторая статьи 132-1 Кодекса.
Суд считает, что в части первой статьи 14-3 Кодекса заложена презумпция факта, согласно которой ответственное лицо на момент правонарушения prima facie (на первый взгляд) считается таким, что управляло транспортным средством. Такое нормирование является оправданным с учетом вреда, который могут причинить транспортные средства, допущенные к движению с превышением норм габаритно-весового контроля, и согласуется с необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения и безопасности на автомобильном транспорте, защиты интересов общества и государства в целом. Такая презумпция может быть опровергнута ответственным лицом способом, определенным законодателем в рамках административных процедур или в судебном порядке.
Суд подчеркивает, что владельцы транспортных средств или уполномоченные ими лица обязаны добросовестно и неукоснительно соблюдать установленные действующим законодательством в сфере безопасности на автомобильном транспорте правила и ограничения относительно габаритно-весовых норм транспортных средств. Эксплуатация транспортных средств не должна причинять вред другим участникам дорожного движения, обществу и государству.
Законодательный механизм привлечения ответственного лица к административной ответственности в сфере безопасности на автомобильном транспорте, установленный, в частности, частью второй статьи 132-1 Кодекса, по мнению Суда, направлен на обеспечение баланса между необходимостью предотвращения правонарушений в этой сфере и обеспечением прав и свобод человека при применении соответствующих административных процедур, а следовательно является соразмерным средством превентивного контроля, имеет легитимную цель и согласуется с международными стандартами ответственности за административные правонарушения в сфере дорожного движения и безопасности на автомобильном транспорте.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.


















