О признаках "фирм-однодневок" и установлении уголовно-правовых запретов в борьбе с ними в международной практике

12:02, 21 октября 2016
Считается, что использование в своем бизнесе "фирм-однодневок" — это достаточно высокий налоговый риск, хотя на сегодня их использование и является одним из самых распространенных способов получения необоснованной налоговой выгоды.
О признаках "фирм-однодневок" и установлении уголовно-правовых запретов в борьбе с ними в международной практике
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Считается, что использование в своем бизнесе "фирм-однодневок" — это достаточно высокий налоговый риск, хотя на сегодня их использование и является одним из самых распространенных способов получения необоснованной налоговой выгоды.

К примеру, с 1 июня 2016 г. в России, станет больше возможностей проявить должную осмотрительность при выборе контрагента, т.к. с части информации о компании, в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 г. № 134-ФЗ, снимается режим налоговой тайны. Именно в связи с этим и появляется новая возможность проверить добросовестность контрагента, не прибегая к услугам специализированных коммерческих организаций. Соответствующая информация будет доступна на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС).

Кроме того, не следует забывать о тех критериях "фирм-однодневок", которые определены Минфином в своих многочисленных разъяснениях (Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 г. № 3-7-07/84, Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок", Письмо Минфина России от 16.02.2015 г. № 03-01-10/6845, Письмо ФНС России от 16.03.2015 г. № ЕД-4-2/4124, Письмо Минфина России от 16.10.2015 г. № 03-02-07/1/59422, Приказ ФНС России от 11.02.2016 г. № ММВ-7-14/72@).

Так, под "фирмой-однодневкой" в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д.

Суть схемы с участием "фирм-однодневок" сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему "фирмы-однодневки", которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности.

В этой связи с каждым годом необходимо уделять все больше внимания вопросам проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.

Исходя из этого при выборе контрагентов следует учитывать совокупность следующих официальных признаков (Критериев самостоятельной оценки, которые применяют налоговые инспекции в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок):

- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

 

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

 

Кроме того, дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

- существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

 

Как показывает практика, судьи проявляют намного больше внимания к деталям рассматриваемой проблемы, поэтому и критериев, из-за которых у налогоплательщиков могут появиться неприятности, гораздо больше. Российская судебная практика последних лет определила дополнительные признаки, например:

- основные средства и персонал, материальные и технические мощности (возможности), достаточные для выполнения работ или услуг, отсутствуют (см.: Постановления АС: Уральского округа от 18.02.2015 г. № Ф09-460/15, Западно-Сибирского округа от 13.03.2015 г. № А27-13282/2013, Московского округа от 10.02.2015 г. № А40-167858/2013);

- заключение фиктивных договоров аренды (см.: Постановления АС: Уральского округа от 03.06.2015 г. № Ф09-3216/15, Поволжского округа от 28.05.2015 г. № Ф06-23162/2015, Северо-Кавказского округа от 22.06.2015 г. № А63-3417/2014);

- уклонение от получения юридически значимых документов (см.: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.09.2015 г. № А25-175/2014);

- юридический адрес контрагента является адресом т.н. "массовой" регистрации (см.: Постановление АС Уральского округа от 18.02.2015 г. № Ф09-460/15);

- руководитель организации является т.н. "массовым" руководителем (см.: Постановления АС: Дальневосточного округа от 15.04.2015 г. № Ф03-930/2015, Северо-Кавказского округа от 24.02.2015 г. № А63-13344/2013).

 

Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы по проверке достоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Федеральная налоговая служба  выпустило соответствующие письма (<Письмо> ФНС России от 03.08.2016 г. № ГД-4-14/14126@ "О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности" и <Письмо> ФНС России от 03.08.2016 г. № ГД-4-14/14127@ "О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности"), согласно которым начинает очередной этап борьбы с сомнительными организациями и недостоверными данными в ЕГРЮЛ.

Наиболее спорным, в правовой позиции ФНС России, является такой критерий "сомнительности", как количество зарегистрированных лиц на одном адресе (более чем пятидесяти юридических лиц), поскольку в соответствии с данным критерием сомнительными можно признать значительное количество юридических лиц, располагающихся, например, в бизнес-центрах или помещениях, принадлежащих производственным предприятиям, где, как известно, обычно имеются значительные площади, позволяющие вести деятельность большому количеству лиц.

Стоит отметить, что указанные меры могут негативно отразиться и на добросовестных участниках гражданского оборота, поскольку порядок проведения проверок детально не регламентирован.

В тоже время, эффективность нововведений - маловероятна, так они представляются запоздалыми. Уже не так много мошеннических схем используют т.н. «массовые адреса». Поэтому новые правила затронут относительно небольшую группу наиболее примитивных и отсталых организаторов таких схем, не решая проблему в целом.

Увы, как показывает практика, учет указанных признаков "фирмы-однодневки" до сих пор не стал правилом для многих субъектов предпринимательской деятельности. Суды "завалены" исками к подобным "контрагентам", но возврат денег или исполнение соответствующих обязательств практически невозможен. Остается довольствоваться, в лучшем случае - актом о невозможности взыскания.

Чтобы обезопасить себя, стоит придерживаться следующих рекомендаций:

1. При заключении договора ознакомьтесь с уставом фирмы-контрагента. Лучше заручиться выпиской о видах деятельности, порядке назначения и сроке деятельности руководителя.

2. Начиная сотрудничать с фирмой, постарайтесь лично встретиться с ее руководством (генеральным директором). Письменный запрос о встрече, а также аргументированный отказ вашего потенциального партнера станут еще одним весомым аргументом проявленной вами осмотрительности.

3. Стоит попросить у контрагента данные свидетельства о его регистрации и постановке на учет в налоговом органе. Потом их копии можно приложить к договору или просто указать их в нем. Важно обратить внимание на срок существования фирмы, т.к. "однодневки", как правило, не живут долго.

4. От представителя контрагента (юридического лица, подписывающего договор) потребуйте паспорт и документ, наделяющий его полномочиями. Так, генеральный директор должен представить копию решения о его назначении, остальные — доверенность.

5. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" любой налогоплательщик вправе сам получить выписку из единого реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в отношении своего контрагента. Такой документ, выданный самим налоговым органом (выписка из ЕГРЮЛ или ответ на запрос), будет считаться значимым аргументом в суде при оспаривании претензий, связанных с "однодневками". При этом. в некоторых случаях выписку с успехом заменит распечатка с сайта налоговой службы (сервис - "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента"), на котором также можно получить некоторую информацию о потенциальном партнере. 

6. Кроме подписи руководителя в счетах-фактурах необходима подпись и главного бухгалтера. Если руководитель не исполняет сам обязанности главбуха, то целесообразно получить от контрагента образцы подписей лиц, имеющих право подписывать счета-фактуры.

7. Необходимо требовать копию лицензии, если деятельность контрагента подлежит лицензированию.

8. Если в договоре указано, что ваш контрагент исполнит обязательства только сам, то будет полезной и справка от контрагента о том, что у него имеется достаточно производственных мощностей, торговых площадей, транспортных средств и прочих ресурсов, необходимых для исполнения своих обязательств.

9. Целесообразно запросить в налоговой инспекции контрагента и/или у него самого копии бухгалтерского баланса за последний отчетный период (например за год). Контрагент может и не давать такие документы — запрос наверняка останется без ответа. Но он будет признан достаточным доказательством осмотрительности.

10. Пригодятся любые материалы о коммерческой деятельности агента: рекламные листовки, коммерческие предложения, каталоги. Особое значение могут иметь письменные рекомендации от других партнеров.

11. Раз в квартал стоит проверять данные о судебных делах этого контрагента через Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Правосудие» (ГАС "Правосудие").

12. Очень важны ежеквартальные сверки взаиморасчетов, которые позволяют не только подтвердить свою добросовестность и осмотрительность, но и отслеживать своевременность исполнения договорных обязательств с контрагентом.

Выполнение каждого из перечисленных пунктов получит положительную оценку в случае судебного разбирательства. 

 

Отдельно стоит подчеркнуть, что развитие экономики является одним из приоритетов государственной политики любого современного государства и для реализации этого тезиса необходимо предпринимать весь комплекс мер, направленных на совершенствование экономических отношений, их оздоровление и модернизацию. При этом в условиях негативных экономических тенденций на мировом уровне, дестабилизирующим фактором успешного преодоления кризисных ситуаций в современном государстве, во многом является криминальная составляющая в сфере экономической деятельности.

В этих условиях необходимо продолжать реформирование национального гражданского законодательства, регламентирующего в том числе вопросы функционирования экономики страны. Однако, вместе с тем, злободневной проблемой остается преступность в сфере экономической деятельности, масштабы которой требуют пересмотра средств противодействия ей. Особое место в инструментарии правовых основ для минимизации криминальных проявлений в экономике занимают уголовно-правовые запреты

Общественная опасность данных деяний обусловливается, прежде всего, тем, что они:

1) дестабилизируют отношения в сфере экономической деятельности;

2) подрывают доверие между хозяйствующими субъектами;

3) снижают авторитет единых государственных реестров;

4) выводят из-под должного контроля финансовые потоки.

Таким образом, одной из форм борьбы с "фирмами-однодневками" являться установление уголовной ответственности за незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица и незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица.

Так, например, Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 419-ФЗ введена уголовная ответственность в ст. 173.1. Уголовного кодекса Российской Федерации за незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах.

Кроме того, ст. 173.2. УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица:

1. Предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице, -

2. Приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице, -

Под приобретением документа, удостоверяющего личность, в настоящей статье понимается его получение на возмездной или безвозмездной основе, присвоение найденного или похищенного документа, удостоверяющего личность, а также завладение им путем обмана или злоупотребления доверием.

Под подставными лицами в данных статьях понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

Аналогичный подход к установлению уголовно-правового запрета установлен и в ст. 169-1 и ст. 169-2 Уголовного кодекса Приднестровской Молдавской Республики и в ст. 260  и ст. 260(1) Уголовного  кодекса Республики Таджикистан.

До сих пор, в уголовном законодательстве ряда государств, предусмотрена уголовная ответственность за лжепредпринимательство (фиктивное предпринимательство, псевдопредпринимательство).

В ст. 257 Модельного Уголовного кодекса для государств - участников Содружества Независимых Государств (Рекомендательный законодательный акт) дано определение лжепредпринимательства -  то есть создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, другим коммерческим организациям либо государству.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь прямой уголовно-правовой запрет лжепредпринимательства сформулирован в ст. 234: государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя либо создание или приобретение юридического лица (доли в уставном фонде юридического лица) на имя подставного лица (лиц) либо без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность, если деятельность такого индивидуального предпринимателя или юридического лица повлекла причинение ущерба в крупном размере либо сопряжена с получением дохода от незаконной предпринимательской деятельности или иной незаконной имущественной выгоды в крупном размере (лжепредпринимательство).

Анализ изложенной уголовно-правовой нормы обусловливает необходимость акцентировать внимание, прежде всего, на том, что в ст. 234 УК Республики Беларусь указывается не только на создание юридического лица, но и на регистрацию индивидуального предпринимателя. 

В ст. 242 Уголовный кодекс Республики Молдовы говорится о псевдопредпринимательстве, то есть создание предприятий без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность с целью прикрытия запрещенной предпринимательской деятельности, если это повлекло причинение ущерба в крупных размерах.

Уголовный кодекс Азербайджанской Республики в ст. 193 криминализирует лжепредпринимательство, то есть создание предприятия или другого юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от пошлин, либо извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее значительный ущерб.

Уголовный кодекс  Республики Армения в ст. 189 криминализирует не только понятие лжепредпринимательства, то есть создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, уклонение от налогов, возникновение сверхплатежей, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

А также, устанавливает уголовно-правовой запрет на предоставление фальшивых документов без поставки товаров или без оказания услуг, составление и предъявление фальшивых документов о расходах и доходах, причинившие крупный ущерб.

Уголовное законодательство Латвийской Республики также предусматривает в рамках самостоятельной нормы ответственность за исследуемые нами преступления. Соответствующий запрет помещен в ст. 209 УК Латвийской Республики: фиктивная предпринимательская деятельность - учреждение предприятия (предпринимательского общества) с использованием ложных сведений для прикрытия иной деятельности, чем предусмотренная учредительными документами. При этом, данная уголовно-правовая норма отличается от рассмотренных выше тем, что в ней предусматривается факт использования ложных сведений при создании юридического лица. 

Уголовное законодательство Украины также криминализирует фиктивное предпринимательство — то есть создание или приобретение субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц) с целью прикрытия незаконной деятельности или осуществления видов деятельности, в отношении которых имеется запрет, а также - подделку документов, представляемых для проведения государственной регистрации юридического лица и физических лиц - предпринимателей (внесение в документы, которые в соответствии с законом подаются для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя, заведомо ложных сведений, а также умышленное представление для проведения такой регистрации документов, содержащих заведомо ложные сведения).

 

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Текст блога не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь.

Мнение редакции «Судебно-юридической газеты» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственность за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Богатих
    Інна Богатих
    заступник Міністра юстиції України
  • Ганна Самойлюк
    Ганна Самойлюк
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Ольга Шевчук
    Ольга Шевчук
    суддя П'ятого апеляційного адміністративного суду