Борьба со сваливанием мусора: депутаты предложили законопроект

09:00, 10 июля 2017
Депутаты предлагают учитывать сваливание отходов, строительных материалов, травы, древесины, листьев, снега, льда в неположенном месте как админнарушение.
Борьба со сваливанием мусора: депутаты предложили законопроект
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Так, 21 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5153 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере соблюдения правил благоустройства территорий населенных пунктов».

Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Дмитрий Белоцерковец, Сергей Алексеев, Николай Паламарчук и Валерий Ищенко.

 

Полномочия перейдут с государственных в местные органы

В настоящее время в Украине одной из приоритетных реформ является децентрализация. С этой целью разработаны изменения в Конституцию Украины для отхода от централизованной модели управления в государстве, обеспечение способности местного самоуправления, построение эффективной системы территориальной организации власти в Украине, реализация в полной мере положений Европейской хартии местного самоуправления, принципов субсидиарности, вездесущности и финансовой самодостаточности местного самоуправления.

«Необходимым в рамках данной реформы является передача значительных полномочий и бюджетов от государственных органов органам местного самоуправления, т.е. органам, которые ближе к людям и где такие полномочия можно реализовывать наиболее успешно.

Вопросы благоустройства населенных пунктов и соблюдения порядка в данной сфере имеют важное значение для граждан, обеспечивают условия по защите и восстановлению благоприятной для жизнедеятельности человека окружающей среды», — отмечают народные депутаты.

 

Наказание за загрязнение сельскохозяйственных и других земель

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления административной ответственности за нарушение требований по обращению с отходами)» от 21 января 2010 года №1825-VI были внесены изменения в статьи 52, 82 и 152 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Новая редакция указанной статьи усилила ответственность в части увеличения размеров штрафов за порчу и загрязнение сельскохозяйственных и других земель, нарушения требований по обращению с отходами во время их сбора, перевозки, хранения, обработки, утилизации, обезвреживания, удаления или захоронения, нарушения государственных стандартов, норм и правил в сфере благоустройства населенных пунктов, правил благоустройства территорий населенных пунктов.

Так, были установлены следующие штрафные санкции: для граждан от 20 до 80 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 340 грн до 1360 грн) и для должностных лиц, граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 грн до 1700 грн).

Как говорится в пояснительной записке, согласно ч. 2 ст. 10 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов», к полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся, в частности, определение в установленном порядке размера возмещений юридическими и физическими лицами за загрязнение окружающей среды и другие экологические убытки, причиненные нарушением законодательства в сфере благоустройства и охраны окружающей среды. Согласно ч. 3 ст. 19 этого же закона: «В случаях повреждения или уничтожения элементов благоустройства, определенных п. 2 ч. 2 настоящей ст., виновное юридическое или физическое лицо устраняет повреждения (восстанавливает элементы благоустройства) собственными силами или по договоренности с балансодержателем перечисляет на его счет сумму восстановительной стоимости».

Как говорится в ч. 1 ст. 27 Кодекса Украины об административных правонарушениях, штраф является денежным взысканием, которое налагается на граждан, должностных и юридических лиц за административные правонарушения в случаях и размере, установленных этим Кодексом и другими законами Украины.

Таким образом, существует потребность увеличить ответственность за правонарушения, определенные ст. 152 КУоАП, до обоснованного размера согласно причиненного ущерба. Во многих случаях затраты территориальных общин на восстановление предыдущего состояния территории объекта благоустройства после засорения превышают существующий размер штрафов за такое нарушение.

 

Как будут наказывать за загрязнение территории населения

Целью законопроекта является введение адекватной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства территорий населенных пунктов, совершенствования порядка оформления материалов об административных правонарушениях в данной сфере.

Реализация положений этого проекта позволит улучшить состояние законности в сфере соблюдения правил благоустройства территорий.

 

Что предлагается законопроектом

Изменениями в законопроект предлагается:

  • ввести ответственность за сваливание отходов, строительных материалов, травы, древесины, листьев, снега, льда вне мест, определенных правилами благоустройства территории населенного пункта (в разрезе ст. 152 КУоАП);
  • повысить пределы санкций в ст. 152 Кодекса Украины об административных правонарушениях;
  • предоставить право составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 152-154 должностным лицам инспекций по благоустройству населенных пунктов;
  • предоставить право составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 153, 154 общественным инспекторам по благоустройству населенных пунктов;
  • внести изменения в ст. 16 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» относительно запрета сваливать отходы, строительные материалы, траву, древесину, листья, снег, лед вне мест, определенных правилами благоустройства территории населенного пункта.

 

Протокол об административном правонарушении

Предлагается внести следующие изменения в законодательство и изложить следующее:

  • Если лицом, привлекаемым к административной ответственности, является юридическое лицо, то протокол составляется в присутствии руководителя юридического лица или уполномоченного им представителя. В случае отсутствия руководителя юридического лица или уполномоченного им представителя протокол об административном правонарушении подписывается лицом, его составившим, не менее чем двумя свидетелями, а также потерпевшими (при их наличии). В таком случае копия составленного протокола не позднее следующего рабочего дня направляется в адрес юридического лица, привлекаемого к административной ответственности с указанием ее прав и обязанностей, предусмотренных ст. 268 настоящего Кодекса.

 

Правонарушений может стать меньше

Принятие проекта акта будет иметь положительные социально-экономические последствия в сфере соблюдения благоустройства территорий, а также обеспечит уменьшение правонарушений в этой сфере.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді