Законопроект о мирных собраниях вызывает вопросы у экспертов

14:56, 10 июня 2010
Законопроект ? 2450 о порядке организации и проведения мирных мероприятий нельзя принимать в нынешней...
Законопроект о мирных собраниях вызывает вопросы у экспертов
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Законопроект ? 2450 о порядке организации и проведения мирных мероприятий нельзя принимать в нынешней редакции. Так считают политологи Андрей Золотарев, Игорь Жданов, Виталий Кулик и Олег Килимник.

Они отмечают, что данный проект закона ограничивает права граждан.

«Принятие проекта Закона ? 2450 о порядке организации и проведения мирных мероприятий в нынешней редакции станет индикатором того, что действующая власть пытается постепенно направить Украину путем Беларуси. Это - настоящий лакмусовая бумажка для многих граждан Украины и общественных организаций, которые пользовались и пользуются своим конституционным правом на свободу массовых собраний», - отметил А. Килимник.

По мнению, А. Золотарева документ появился в значительной мере по инициативе БЮТ с прицелом на то, что президентом станет Юлия Тимошенко.

«Поэтому когда в сворачивании демократических свобод обвиняют нынешнюю власть, это не совсем справедливо. Я не уверен, что если бы Ю. ТИМОШЕНКО стала президентом, у нас в стране было бы все хорошо со свободой слова», - подчеркнул А. Золотарев.

По словам В. Кулика, в нынешней редакции законопроекта сохранена ряд положений, которые подвергались критике еще при первом чтении.

«Например, норма о четырехдневном сроке для подачи заявки на проведение акции. Этого времени с головой хватит, чтобы запретить или обжаловать проведение акции, дать рекомендации по переносу места собрания т.д. Также непонятно, что такое «спонтанные акции» и что такое «социально значимый повод» для проведения спонтанной акции. Этот вопрос совсем не прописан в законе, поэтому дает множество оснований для запрета того или иного протестного мероприятия», - подчеркнул эксперт.

В. Кулик считает, что милиция должна "не запрещать или разгонять акции, в которых заложен конфликт интересов" (т.е. акции и контракции), а прежде отвечать за безопасность граждан, принимающих участие в обоих акциях.

«Этот вопрос также не прописан в законе, - отметил он. - Не прописано и использование малых архитектурных форм, т.е. палаток. Если палатка препятствует движению пешеходов или пассажиров, тогда органы правопорядка имеют право вмешаться. В реальности это означает, что во время проведения массовой акции фактически любой установленный шатер мешать кому свободно передвигаться».

Если закон ? 2450 будет принят в такой редакции, то, по мнению экспертов-политологов, он будет максимально использоваться властью для того, чтобы ограничить проведение демонстраций и массовых акций.

«С 2004-го по 2010 год, до прихода Януковича, Украина показала, что способна проводить мирные массовые акции протеста. А сейчас ситуация такова, что организаторов акций превентивно подозревают в каких-то террористических намерениях. Поэтому и коалиция, и оппозиция должны хорошо осознать - принятие такого закона приведет к нарушению основных демократических свобод и конституционных прав граждан страны», - отметил И. Жданов. - Сегодня Партия регионов пытается перенести на украинскую почву алгоритм «будет только по-нашему и никак иначе».

«Формальная свобода собраний будет существовать, но она будет обусловлена такими процедурными и законодательными нормами, что соблюдать закон сможет только сама власть, или лояльные к ней политические силы, но никак не оппозиция, - пояснил А. Золотарев. - Когда во время обращения президента «Беркут» пропускает во дворец «Украина» за забор «свои» политические силы, а оппозиционеров силами правоохранителей оттесняют подальше, - это политическое византийство характерное для путинской России, которое пытается перенять верхушка нынешней власти во главе с президентом Януковичем.

Эксперты не советуют представителям правящей верхушки прибегать к таким радикальным шагам.

«В данный момент массовые протестные акции не представляют особой опасности для власти. Она имеет достаточно высокие рейтинги, а на фоне разобранного состояния оппозиции и падения уровня поддержки оппозиционных сил это просто станет попыткой наступить на те же грабли, что и предыдущее правительство. Действующей власти, напротив, необходимо продемонстрировать свою открытость. Отзыва или значительного изменения этого законопроекта или его принятия после легитимизации в Венецианской комиссии или после серьезных общественных обсуждений придало бы больше плюсов и президенту, и коалиции. Демонстрация желания диалога с обществом о расширении демократических свобод стала бы ярким свидетельством открытости власти и соблюдения принципов, которые она декларирует », - считает А. Килимник.

Задача-максимум на сегодня для общественных активистов, по убеждению В. Кулика, заключается в том, чтобы помешать принятию закона о порядке организации и проведения мирных мероприятий именно сейчас, когда есть олигархический консенсус в вопросе недопущения независимых акций протеста.

«Этот закон может объединить вокруг общих интересов и БЮТ, и Партию регионов, и другие политические силы, поскольку он исключает проведения акций протеста, не подконтрольных партиям», - подчеркнул эксперт.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Павло Григорович
    Павло Григорович
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва