Неприкосновенность депутатов может частично измениться

16:45, 18 октября 2016
Так, в конце августа 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5038 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно порядка выезда из Украины народных депутатов Украины».
Неприкосновенность депутатов может частично измениться
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Андрей Кривещенко,

Мария Мисюра,
«Судебно-юридическая газета»

 

Народным депутатам могут ограничить свободный выезд из Украины.

Так, в конце августа 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5038 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно порядка выезда из Украины народных депутатов Украины».

Инициатором проекта закона выступила группа народных депутатов: Вадим Денисенко, Дмитрий Лубинец, Ирина Суслова, Иван Мельничук, Ирина Луценко, Роман Мацола, Андрей Шинькович, Геннадий Ткачук, Александр Жолобецкий, Олег Недава, Ольга Червакова, Богдан Онуфрик, Алексей Гончаренко, Сергей Кудлаенко, Ирина Фриз, Елена Матузко, Ольга Богомолец, Александр Бригинец, Тарас Юрик, Иван Рыбак, Владимир Арешонков, Давид Макарьян, Григорий Тимиш и Константин Ищейкин.

 

Как ограничат права депутата?

В законопроекте предлагается внести изменения в ст. 6 Закона Украины «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», предусмотрев, что гражданину Украины может быть временно отказано в выезде за границу в случаях, если: «Он является полномочным народным депутатом Украина, в отношении которого генеральным прокурором Украины (исполняющим обязанности генерального прокурора Украины) внесено в Верховную Раду Украины представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата ... ».

Также предлагается дополнить перечень обязанностей народного депутата Украины долгом «воздерживаться от частных поездок за границу, не связанных с выполнением им своих полномочий, в случае внесения к нему генеральным прокурором Украины (исполняющим обязанности генерального прокурора Украины) в Верховной Раду Украины представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата, — до возвращения представление председателем Верховной Рады Украины генеральному прокурору Украины (исполняющему обязанности генерального прокурора Украины), или до окончания 72 часов после принятия Верховной Радой Украины решения о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержания или ареста народного депутата Украины» (новый п. 17 ч. 1 ст. 24 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», п. 3 раздела I проекта).

«Учитывая низкий уровень правовой и политической культуры украинского парламента, отдельные народные депутаты Украины, по которым внесено представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест, злоупотребляя предоставленными им полномочиями и используя имеющиеся юридические коллизии, пытаются избежать предусмотренной уголовной ответственности.

Поэтому, одним из путей решения данной проблемы является внесение соответствующих изменений в действующее законодательство, которые, с одной стороны, обязали бы народных депутатов Украины, по которым внесено представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест, воздерживаться от частных, не связанных с осуществлением ими своих полномочий, поездок за границу, а с другой — предоставили полномочия Генеральной прокуратуре Украины применять в отношении таких народных депутатов Украины временные ограничения права выезда за границу», — подчеркивают народные депутаты в пояснительной записке.

 

Ситуация может не улучшиться, а усугубиться

Главное научно-экспертное управление в начале октября предоставило достаточно критический вывод относительно внесенного законопроекта.

В целом, соглашаясь с необходимостью законодательного решения проблем, затронутых в данном законопроекте, Главное управление одновременно считает, что его положения не содержат полного комплекса предписаний, необходимых для корректной реализации идеи, положенной в основу проекта.

В частности, для комплексного урегулирования вопроса о временном ограничении выезда из Украины тех народных депутатов, в отношении которых вносится представление о привлечении к уголовной ответственности, задержание или арест, законодательство должно предусматривать не только возможность такого ограничения, но и также: основания такого ограничения; четкий механизм применения ограничения; положения, гарантирующие рассмотрение парламентом представления о привлечении к уголовной ответственности, задержание и арест народного депутата Украины в течение срока действия ограничения на выезд соответствующего лица за пределы Украины; механизм досрочной отмены ограничения и его основания; гарантии недопущения злоупотреблений, в частности, многократного применения ограничения в связи с неоднократным внесением в парламент аналогичных представлений.

«Несмотря на то, что в проекте определены сроки, в течение которых гражданину Украины (полномочному народному депутату Украины) может быть временно отказано в выезде за границу, положения проекта не могут быть поддержаны. В частности. предполагается, что соответствующее ограничение действует «до возвращения представление председателем Верховной Рады Украины генеральному прокурору Украины (исполняющему обязанности генерального прокурора Украины), или до окончания 72 часов после принятия Верховной Радой Украины решения о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержания или ареста народного депутата Украины».

По нашему мнению, такая формулировка не только не решает соответствующую проблему, но и ухудшает ситуацию по сравнению с действующим законодательством. Ведь сейчас понятно, что в случае, когда Верховная Рада дала согласие на привлечение к уголовной ответственности и арест депутата, выезд такого депутата за границу не должен допускаться. В проекте же предполагается, что по истечении 72 часов с момента принятия Верховной Радой Украины соответствующего решения депутат может легально и беспрепятственно покинуть территорию Украины.

В связи с приведенным, законопроект нуждается в существенной доработке», — отмечается в заключении.

Исходя из этого, Главное управление рекомендовало по результатам рассмотрения в первом чтении законопроект вернуть субъектам права законодательной инициативы на доработку.

 

Минюст и Генпрокуратура — против

Позицию Главного научно-экспертное управления Аппарата Верховной Рады Украины о том, что указанный законопроект нуждается в существенной доработке, поддержали в Министерстве юстиции Украины и Генеральной прокуратуре Украины, дополнительно замечая, что предложенный законопроект не содержит комплексного подхода, а также завершенных правовых механизмов, закладывает внутреннюю несогласованность его положений и несоответствие принципу юридической определенности.

Так, из положений проекта закона непонятно, каким образом будет осуществляться проверка оснований для выезда за границу народного депутата Украины, а также будут ли ограничения по выезду за границу, если они связаны с выполнением полномочий народным депутатом Украины, не раскрыто содержание понятия «воздерживаться от частных поездок», не определена процедура наложения соответствующего ограничения на народного депутата Украины, механизма его отмены и т.п.

 

Комитет предложил поддержать

Необходимость соблюдения принципа юридической определенности неоднократно подчеркивалась Европейским судом по правам человека (см., например, решение по делу Arutyunyan v. Russia № 48977/09, 10 января 2012 года, § 88), а также Конституционным Судом Украины (решение от 22 сентября 2005 года № 5-рп).

Так, согласно положениям ч. 3 ст. 27 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины», определено, что особенности порядка привлечения народного депутата к ответственности определяются Конституцией Украины, этим Законом и законом о Регламенте Верховной Рады Украины.

Также, учитывая положения ч. 8 ст. 90 Регламента Верховной Рады Украины, утвержденного Законом Украины от 10 февраля 2010 года №1861-VI, согласно которому, если для реализации положений представленного законопроекта после его принятия необходимы изменения в другие законы, такие изменения должны излагаться в разделе «Переходные положения» этого законопроекта или в одновременно внесенном его инициатором отдельном законопроекте.

По результатам рассмотрения на заседании Комитета по иностранным делам 5 октября 2016 года большинством голосов было принято решение рекомендовать Верховной Раде Украины поддержать в первом чтении проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты о порядке выезда из Украины народных депутатов Украины».

 

Что даст новый закон?

Как отмечают народные депутаты, принятие Закона обеспечит:

  • создание дополнительных гарантий для полного и всестороннего рассмотрения вопросов о предоставлении Верховной Радой Украины согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата Украины;
  • предупреждение сокрытия от органов предварительного расследования и/или суда со стороны народных депутатов Украины, по которым генеральным прокурором Украины (исполняющим обязанности генерального прокурора Украины) в Верховную Раду Украины внесено представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест;
  • повышение уровня правовой культуры и политической ответственности народных депутатов Украины.

Теперь законопроект ожидает рассмотрения в зале парламента, и именно там можно будет увидеть, согласны ли депутаты частично лишиться неприкосновенности. 

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олена Кунець
    Олена Кунець
    суддя Сумського окружного адміністративного суду
  • Юлія Бойченко
    Юлія Бойченко
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду