Развитие украинского авиапрома: новые возможности и перспективы
Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Верховная Рада Украины предлагает создать благоприятные условия для развития самолетостроения в Украине.
Это в первую очередь улучшит конкурентоспособность отечественных предприятий, увеличит объем производства, а также поспособствует продвижению новой украинской техники и привлечет новых инвесторов для развития самолетостроения в Украине.
Так, 21 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5434 «О внесении изменений в Закон Украины «О развитии самолетостроительной промышленности» относительно обеспечения условий развития отечественного самолетостроения)».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Вячеслав Богуслаев, Петр Ванат, Сергей Валентиров и Александр Пономарев.
Авиация как фундамент для украинской экономики
Необходимость принятия проекта Закона обусловлена необходимостью выделить в качестве ключевых приоритетов промышленной политики Украины, наряду с космонавтикой, судостроением, атомной энергетикой, развитие авиастроения.
Именно за счет этих секторов возможно существенно увеличить долю высокотехнологичных производств в отечественной экономике, а значит и укрепить ее выносливость, диверсифицировать экспорт.

«В то же время общая ситуация в авиапроме остается непростой. И дело не только в том, что экономический кризис привел к «сужению» рынка, к дефициту кредитных ресурсов, негативно сказался на финансовом положении предприятий. Экономические трудности со всей очевидностью подчеркивают системные проблемы самой отрасли, а именно недостаточное качество корпоративного управления, высокие издержки, низкую экономическую эффективность производительности труда.
Без авиации у украинской экономики нет будущего, да и обороноспособность невозможно обеспечить без современной боевой авиации, без современных комплексов», — отмечают народные депутаты.
Вносимые изменения будут временными
Проектом Закона предлагается внести изменения в ст. 3 Закона Украины «О развитии самолетостроительной промышленности», которая предусматривает временно, до 1 января 2025 года:
- продолжить применение особенностей уплаты ввозной пошлины в отношении товаров по кодам Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД — прим. ред.) согласно нормам пп. 2 п. 4 раздела ХХІ «Заключительные и переходные положения» Таможенного кодекса Украины;
- продолжить применение особенностей осуществления расчетов в иностранной валюте в соответствии с нормами ст. 6 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»;
- продолжить применение особенностей уплаты земельного налога, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль предприятий, установленные соответствующими налоговыми законами.
Уплата взноса как условие для развития самолетостроения
Целью проекта Закона является: согласование действующего законодательства и создание условий для развития отечественного самолетостроения путем предоставления субъектам самолетостроения, подпадающих под действие норм ст. 2 Закона Украины «О развитии самолетостроительной промышленности» особенности уплаты ввозной пошлины относительно товаров по кодам Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД — прим. ред.) согласно нормам пп. 2 п. 4 раздела ХХІ «Заключительные и переходные положения» Таможенного кодекса Украины, особенности осуществления расчетов в иностранной валюте в соответствии с нормами ст. 6 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», а также особенности уплаты земельного налога, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль предприятий, установленные соответствующими налоговыми законами.

Принятие проекта Закона:
- предоставит право государственным предприятиям Украины, которые подпадают под действие норм ст. 2 Закона Украины «О развитии самолетостроительной промышленности», повысить эффективность разработки, серийного производства, продажи и послепродажного обслуживания отечественных самолетов Ан-2-100, Ан-74, Ан-140, Ан-148, Ан-158, Ан-178, Ан-124, Ан-132 и их модификаций;
- позволит более эффективно выполнять международные программы самолетов Ан-2-100, Ан-74, Ан-140, Ан-148, Ан-158, Ан-178, Ан-124, Ан-132 и их модификаций, оптимизировать затраты на их производство, увеличить объемы их производства, уменьшить сроки их разработки и серийного производства, а также значительно улучшить финансово-экономическое положение авиационных предприятий отрасли.

Также принятие проекта Закона даст возможность:
- запустить в производство новые виды продукции (двигатели, вертолеты и комплектующие изделия к ним), в т.ч. для нужд МО Украины;
- увеличит продажу продукции самолетостроения на 20-25% за счет учета особенностей рынка продукции, требованиями заказчиков, опережающего развитие инфраструктуры послепродажного обслуживания, повышение качества продукции;
- привлечет новые технологии и инновации в процессе разработки, производства и послепродажного обслуживания продукции предприятий;
- уменьшит импортозависимость отечественного высокотехнологичного сектора;
- даст возможность внедрить новейшие технологии, современное высокопроизводительное оборудование, снижение трудоемкости изготовления изделий; увеличение объемов реализации продукции позволит не располагать промышленно-производственный персонал, а создать новые рабочие места и перепрофилировать персонал на новое производство.
Уменьшение себестоимости и привлечение клиентов к продукции
Как говорится в пояснительной записке, в случае принятия проекта Закона от реализации только одной программы самолетов Ан-132 и их модификаций Украина до 2020 года может привлечь не менее 3-4,5 млрд грн инвестиций в национальную экономику, получить дополнительные поступления в Государственный бюджет в виде налогов и сборов в объеме не менее 2,52-3,02 млрд грн ежегодно за счет увеличения производства и продажи самолетов, поставки по кооперации агрегатов самолетов, предоставления услуг и работ по выполнению опытно-конструкторских и других работ.

Также это уменьшит себестоимость отечественной авиационной техники ориентировочно на 5%.
Создание условий для самолетостроения
Принятие проекта Закона позволит создать благоприятные условия для развития самолетостроения в Украине.

Важными для национальной экономики и безопасности государства дополнительными социально-экономическими последствиями станут:
- повышение конкурентоспособности отечественных предприятий самолетостроения;
- увеличение объемов производства отечественной авиационной техники, а также услуг по послепродажному обслуживанию;
- продвижение новых украинских самолетов как на отечественный, так и на мировой рынок;
- привлечение новых технологий и инвестиций в проекты украинских предприятий;
- дополнительные поступления в Государственный и местные бюджеты в форме налогов и сборов от развертывания производства;
- создание дополнительных рабочих мест для граждан Украины.
















