Мораторий на куплю-продажу земель сельхозназначения могут продлить

12:55, 5 декабря 2016
Запрет на продажу земель сельхозназначения могут продлить до начала 2022 года. Также государство в лице уполномоченного Кабмином органа таких земельных участков сможет выкупить землю у собственника.
Мораторий на куплю-продажу земель сельхозназначения могут продлить
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Запрет на продажу земель сельхозназначения могут продлить до начала 2022 года. Также государство в лице уполномоченного Кабмином органа таких земельных участков сможет выкупить землю у собственника.

Так, 1 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5476 «О моратории на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения».

Инициатором законопроекта выступила народный депутат Юлия Тимошенко.

 

Продление моратория на покупку и продажу земли

В течение последних лет Верховная Рада Украины ежегодно принимает изменения Земельного кодекса Украины относительно продления еще на один год запрета на куплю-продажу или другим способом отчуждения земельных участков для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Сейчас парламент Украины продлил ее до 1 января 2018 года.

Вместе с тем, внедренный подход установления на очередной год запрета на отчуждение указанных земель не является совершенным. Для надлежащего функционирования в Украине рынка земли сначала необходимо осуществить решение ряда фундаментальных вопросов, решение которых требует более длительного времени.

Ключевым из них является обеспечение мощного развития семейного фермерства. Открытие рынка земли сельскохозяйственного назначения невозможно без наличия развитой сети семейных ферм, ведь иначе украинцы перестанут быть хозяевами своей земли.

Кроме этого, становление семейного фермерства позволит решить стратегический вопрос получения домохозяйствами заработка от максимального освоения черноземов за выращивание, переработку и сбыт произведенной продукции.

«Однако, для этого сначала нужно принять стратегическую программу развития семейного фермерства с введением для них упрощенной системы налогообложения; создать должным образом работающую систему поддержки функционирования фермерства в Украине; осуществить развитие соответствующей инфраструктуры. Государство обязано проложить путь на внешние рынки сбыта для продукции, которую производят фермерские хозяйства. Все это — дело не одного года», — отмечает народный депутат Юлия Тимошенко.

Стоит также осознать, что лишь через несколько лет финансово и экономически окрепшее фермерство сможет стать весомым участником рынка земли. В случае же легализации купли-продажи земли сельхозназначения с 2018 года, мощные агрохолдинги без какой-либо конкуренции со стороны фермеров беспрепятственно вступят в собственность десятков миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения, которые являются основой продовольственной безопасности государства и национального богатства.

 

В ближайшие годы оборот продаж земель невозможен

Кроме приведенного, введение в Украине оборота земель сельскохозяйственного назначения в ближайшие год-два объективно невозможно из-за наличия ряда и других факторов.

Одним из них является низкий уровень цен на земли сельскохозяйственного назначения в Украине. Сейчас цена гектара отечественной земли в несколько раз ниже стоимости аналогичных участков в странах ЕС с развитым аграрным сектором. Если в Украине 1 га сельскохозяйственных угодий оценивается в среднем в 700 долл. США, то, например, в Польше средняя стоимость гектара составляет 7,5-8 тыс. долл., в Испании — 14-15 тыс. долл. При этом в государстве продолжается экономический кризис и обедневшие землевладельцы готовы к продаже принадлежащей им земли по заниженной цене.

Стоит отметить, что земельные участки площадью 3,6 га (именно таким является размер среднего пая в Украине — прим. ред.), особенно с неопределенными границами, не является привлекательным товаром для рынка, где спросом пользуются большие массивы угодий (поля) площадью от нескольких десятков гектаров и выше.

В таких условиях распаеванные земельные участки станут объектом купли-продажи по значительно заниженным ценам с целью их консолидации для продажи на вторичном рынке. Вследствие этого владельцы паев останутся с ресурсом, недостаточным ни для открытия бизнеса, ни для инвестиций в альтернативные активы, а преимущества от этого получат исключительно крупные агрохолдинги и корпорации.

 

Орган по документальному регулированию вопросов с землей

Еще одним фактором является отсутствие сформированного Государственного земельного кадастра, что обуславливает документальную неопределенность и нечеткость границ значительного количества земельных участков сельхозназначения.

Соответственно, в этих условиях продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения требует отложения по меньшей мере на пять лет. В течение этого времени должна быть принята и внедрена стратегия развития семейных ферм, решены другие указанные выше вопросы с целью формирования необходимых организационных, экономических и финансовых предпосылок для полноценного функционирования в Украине рынка земли сельскохозяйственного назначения.

В то же время в Украине есть немало землевладельцев, которые в силу преклонного возраста, через миграцию в город и по ряду других причин не имеют возможности и заинтересованности использовать полученный земельный участок с целевым назначением для ведения товарного сельскохозяйственного производства и/или личного крестьянского хозяйства.

При этих условиях видится справедливым и целесообразным предоставить им, как собственникам земли, право в период действия моратория обратиться с предложением при выкупе их земельных участков государством. От имени государства выкуп указанных участков будет осуществлять уполномоченный Кабинетом Министров Украины орган в порядке, определенном отдельным законом, и по цене, которая будет соответствовать рыночной стоимости указанных участков.

 

Что будет ждать сельскохозяйственные земли и их владельцев

Цель и задача проека Закона Украины «О моратории на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения» — защитить национальные интересы Украины, продовольственную безопасность государства, права граждан и юридических лиц - владельцев земельных участков для ведения товарного сельскохозяйственного производства, владельцев выделенных в натуре (на местности) земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства.

 

Запрет на отчуждение участков сельхозназначения и выкуп

Данный проект закона определяет понятие моратория на отчуждение земельных участков сельскохозяйственного назначения, цель моратория, срок его действия — до 1 января 2022 года.

Кроме этого, законопроект устанавливает ограничение относительно отчуждения указанных земель в течение этого времени и предусматривает возможность выкупа государством в лице уполномоченного Кабинетом Министров Украины органа таких земельных участков у собственников за их обращением.

В Заключительных и Переходных положениях устанавливается порядок вступления в силу инициированного проекта закона; вносятся изменения в Земельный кодекс с целью согласования правовых норм обеих законодательных актов; содержится ряд поручений Кабинета Министров Украины.

 

Что последует в случае принятие законопроекта

Принятие законопроекта позволит защитить национальные интересы Украины, ее продовольственную безопасность, имущественные права собственников земельных участков сельхозназначения и владельцев долей (паев) в условиях временного отсутствия в Украине мощно развитого семейного фермерства, сформированных предпосылок для функционирования полноценного рынка земли и достаточного уровня правовой защиты землевладельцев.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді