Особенности законопроекта «Об иностранных агентах»

13:45, 14 декабря 2016
В парламенте зарегистрированы два соответствующих законопроекта — №5318 и №5318-1, — которые окрестили проектами «Об иностранных агентах».
Особенности законопроекта «Об иностранных агентах»

Наталья Мамченко,

Вячеслав Хрипун,

«Судебно-юридическая газета»

 

В парламенте зарегистрированы два соответствующих законопроекта — №5318 и №5318-1, — которые окрестили проектами «Об иностранных агентах». 

Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения сферы финансового контроля и урегулирования отдельных вопросов применения антикоррупционных механизмов» №5318 от 28 октября 2016 года подан народным депутатом Украины Юрием Деревянко, альтернативный проект №5318-1 от 11 ноября 2016 года — группой народных депутатов, включая того же Юрия Деревянко и Игоря Луценко. Вывод профильного Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности по проекту №5318: принять за основу. Комитет, возглавляемый Егором Соболевым, одобрил проект №5318-1.

Так, законопроектом №5318 предлагается отнести к субъектам, на которых распространяется действие Закона «О предотвращении коррупции», лиц, входящих в состав Общественного совета добросовестности при ВККС, Общественного совета при Национальном агентстве по предупреждению коррупции и Совета общественного контроля при Национальном антикоррупционном бюро Украины. Тем самым на них распространятся положения данного закона об ограничении использования своего положения, получении подарков, о предотвращении получения взяток и об урегулировании конфликта интересов. Например, конфликтом интересов может стать тот факт, что член ОСД анализирует документы своих родственников, претендующих на должности в Верховный Суд.

Кроме этого, к таким субъектам предлагается отнести и получателей грантов, т.е. физических лиц, получающих денежные средства и/или имущество в рамках реализации в Украине программ международной технической или иной, в т.ч. безвозвратной помощи в сфере предотвращения, противодействия коррупции, или выполняющих работы, финансирование которых осуществляется за счет такой помощи; физических лиц-уководителей общественных объединений, других предпринимательских обществ, осуществляющих деятельность, связанную с предотвращением, противодействием коррупции и др. (перечень должно формировать НАПК). Примечательно, что к таким лицам могут отнести и руководителей постоянно действующих уставных органов политических партий (изменения в ч. 1 ст. 3 Закона «О предотвращении коррупции»).

На указанных лиц, а также на всех лиц, входящих в состав конкурсных комиссий, образованных в соответствии с Законом «О государственной службе», предлагается распространить установленный Законом «О предотвращении коррупции» режим финансового контроля, в т.ч. по представлению и обнародованию электронных деклараций на сайте НАПК.

Также предусматривается механизм установления своевременности подачи указанными лицами деклараций. В частности, обязанность проверять факт предоставления членами конкурсных комиссий, Общественного совета добросовестности при ВККС, Совета общественного контроля при НАБУ предлагается возложить на государственные органы, в которых или при которых они созданы. НАПК же будет проверять факт подачи деклараций членами Общественного совета при НАПК, а также лицами-получателями грантов и членами органов управления общественных объединений, и руководителями политических партий.

Вдобавок законопроектом предлагается отнести к должностным лицам, которые занимают ответственное и особо ответственное положение, главу и членов Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, членов НАПК, Счетной палаты, представителей уполномоченного ВР по правам человека, в связи с чем они тоже будут обязаны заполнить электронные декларации на сайте НАПК, и относительно них будет осуществляться обязательная полная проверка деклараций в соответствии с Законом «О предотвращении коррупции».

Отнесение указанных лиц к должностным лицам, которые занимают особо ответственное положение, будет иметь следствием также и то, что их незаконные действия можно будет квалифицировать по ст. 368 «Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом», ст. 368-2 «Незаконное обогащение», ст. 369 «Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу» и ст. 382 «Невыполнение судебного решения» Уголовного кодекса, а преступления, совершенные ими, будут расследоваться ГБР и НАБУ.

Еще одной новацией проекта является определение государственного органа для целей Закона «О предотвращении коррупции»: таким органом является орган государственной власти, в т.ч. коллегиальный государственный орган, другой субъект публичного права независимо от наличия статуса юридического лица, которому в соответствии с законодательством предоставлены полномочия осуществлять от имени государства властные управленческие функции, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины или отдельную административно-территориальную единицу.

Законопроект №5318-1 от 11 ноября 2016 года является альтернативным законопроекту №5318. Основное их отличие заключается в круге субъектов, на которых предлагается распространить обязанность подавать электронные декларации. В частности, в последнем варианте авторы (а это уже группа депутатов) убрали из перечня получателей грантовой помощи.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как судьям будут компенсировать сверхурочные
Сегодня день рождения празднуют
  • Нелли Ластовка
    Нелли Ластовка
    председатель Днепровского районного суда Киева
  • Вера Великохацкая
    Вера Великохацкая
    судья Оболонского районного суда Киева
Новости онлайн