3 марта с. г. Министерство финансов Украины обнародовало на своем официальном сайте проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно изменения ставок некоторых налогов и сборов», согласно с которым ставки акцизного налога, сбора за первую регистрацию транспортного средства, утилизационного сбора, налога на земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, и сбора за пользование радиочастотным ресурсом Украины предлагается увеличить на прогнозный уровень инфляции — 8,3%.
Такие действия планируется провести в рамках пункта Налогового кодекса о ежегодном пересмотре ставок некоторых налогов и сборов. Так, Минфин предлагает в 2014 году повысить их на 8,6%. Обосновывается это правительственным прогнозом инфляции и динамики цен производителей промпродукции.
Впрочем, возникает вопрос: зачем тогда было критиковать предыдущие налоговые реформы? Ранее их авторов обвиняли в усилении фискального давления, но выходит, что сейчас Министерство финансов фактически анонсировало увеличение налоговой нагрузки на бизнес.
Отметим, что Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) уже призывала новоназначенный Кабмин отменить утилизационный сбор и спецпошлины на автомобили. Серьезной статьей расходов дилеров в ВААИД называют различные поборы, которые автосалоны вынуждены платить контролирующим органам на пути от границы до автосалона. Эти расходы составляют около 10-12 % стоимости нового автомобиля. Помимо этих расходов, при первой регистрации в Украине любого автомобиля необходимо оплатить утилизационный сбор.
Стоит сказать, что еще 30 декабря прошлого года в адрес ВААИД пришел ответ от председателя фракции «Батькивщина» Арсения Яценюка, который передал на то время действующему Кабмину предложения: отменить результаты специального расследования относительно импорта в Украину автомобилей, как противоречащие международным правилам торговли; отменить утилизационный сбор, принять меры по расширению рынка сбыта; внедрить программу автомобилестроения, основанную на лучшем мировом опыте.
Более того, 30.09.2013 г. народные депутаты от фракции «Свободы» Игорь Мирошниченко, Александр Мирный и Олег Осуховский подали в ВР законопроект № 3332, которым предлагалось исключить из Налогового кодекса Украины положения, регламентирующие уплату экологического налога по утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств при ввозе ТС на таможенную территорию Украины. Как отмечали авторы, правилами ВТО не разрешается вводить ограничительные меры, которые бы ставили в привилегированное положение национальных товаропроизводителей относительно производителей в странах-членах Всемирной торговой организации. А согласно новым нормам НК, в случае пропуска транспортного средства на таможенную территорию Украины контролирующий орган должен оформлять и выдавать на каждое ТС справку об уплате или об освобождении от уплаты налога по утилизации. То есть, для импортеров наступление налоговых обязательств начинается с даты пересечения границы. Тогда как для транспортных средств, произведенных в Украине, с даты реализации ТС на внутреннем рынке Украины.
Поскольку Украина обязалась ставить в одинаковые условия как импортеров, так и местных производителей , то введение Украиной утилизационного сбора на импортные транспортные средства делает невозможным подписание соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Отмена же введенного экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств убрало бы барьеры для евроинтеграционного курса Украины и позволило бы выполнить обязательства Украины перед Всемирной торговой организацией.
Кроме этого, отмена уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств уменьшит стоимость авто для покупателей - граждан Украины, позволит сформировать приемлемые цены на новые машины, увеличить продажи и, соответственно, отчисления в бюджет.
Впрочем, очевидно, что теперь решающий шаг – за правительством.