МИД Украины передало ноту РФ относительно одобрения Декларации о независимости Крыма

16:36, 12 марта 2014
12 марта 2014 в Министерство иностранных дел Украины был вызван Временный поверенный в делах Российской Федерации в Украине А. Воробьев, которому была вручена нота МИД Украины в связи с заявлением МИД России от 11 марта с.г. об одобрении Декларации о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополь.
МИД Украины передало ноту РФ относительно одобрения Декларации о независимости Крыма

12 марта 2014 в Министерство иностранных дел Украины был вызван Временный поверенный в делах Российской Федерации в Украине А. Воробьев, которому была вручена нота МИД Украины в связи с заявлением МИД России от 11 марта с.г. об одобрении Декларации о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополь.

В частности, в ноте отмечено, что украинская сторона рассматривает указанное заявление МИД России как прямое и неприкрытое вмешательство Российской Федерации во внутренние дела Украины, оно противоречит фундаментальным нормам международного права и общепризнанным принципам сосуществования государств. Заявление МИД России не только грубо нарушает требование пункта 7 статьи 2 Устава ООН, который закрепил запрет «на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», но и статьи 2, 3, 4, 6 и 11 Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией от 31 мая 1997 года.

Украинская сторона категорически не согласна с оценкой МИД России о том, что решение парламента Крыма есть «абсолютно правомерным». Не может быть абсолютно или частично правомерным решение, которое противоречит Конституции Автономной Республики Крым, Конституции Украины и ее национальному законодательству, принципам и нормам международного права, закрепленным в Уставе ООН, Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств в соответствии с Уставом ООН» 1970, Заключительном акте СБСЕ/ОБСЕ в 1975 году, положением других международных документов, включая заявление Председателя Совета Безопасности ООН от 20 июля 1993 года, которая была единогласно поддержана всеми членами СБ ООН, в том числе и Российской Федерацией.

Украинская сторона опирается на положения Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств в соответствии с Уставом ООН» 1970, которая, толкуя смысл этого принципа, устанавливает его пределы. Так, согласно Декларации, «ничто, в вышеприведенных пунктах, не должно толковаться как такое, что санкционирует или такое, что поощряет любые действия, которые вели к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, которые соблюдают в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и вследствие этого имеют правительства, представляющие безотносительно расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на этой территории».

Относительно ссылки МИД России на «заключение Международного Суда ООН от 22 июля 2010 по Косово», российской стороне акцентировано, что указанный вывод носит консультативный характер и не имеет юридически обязательной силы, тем более, что Российская Федерация потеряла право ссылаться на эту правовую позицию Международного суда ООН в результате отказа от признания независимости Косово. Так, в совместном заявлении Совета Палаты Совета Федерации и Совета Государственной Думы о последствиях самопровозглашения независимости Края Косово (Сербия), принятом 18 февраля 2008, четко указывается, что право наций на самоопределение не может быть оправданием признания независимости Косово, а также, что обе палаты парламента Российской Федерации «считают невозможным признание Косово в качестве суверенного государства, принятия Косово в ООН и другие международные организации, преданные основным принципам международного права». В письменном заявлении, официально представленной Российской Федерацией по делу в отношении Косово в Международный суд ООН, отмечается, что «право на самоопределение не может толковаться как такое, что санкционирует или такое, что поощряет любые действия, которые вели к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств».

Таким образом, применение Российской Федерацией к Украине подхода, который ранее ею неоднократно осуждался и не признавался в отношении Сербии, не может рассматриваться иначе, чем использование со стороны российской стороной двойных стандартов.

МИД Украины также выразило серьезные сомнения в возможности свободного волеизъявления населения региона Украины, который фактически находится под оккупацией Вооруженных Сил Российской Федерации. Современное международное право содержит четкие требования к проведению плебисцитов, предусматривающих демилитаризацию, демократизацию и деэкстремизацию территории, где будет плебисцит, а также его проведение под эффективным контролем ООН. Плебисцит, который состоится при иностранной оккупации региона, не будет признано международным сообществом, а его результаты будут рассматриваться, как юридически ничтожны.

Где завуалировано также утверждение МИД России о том, что референдум в Крыму будет проходить под наблюдением наблюдателей ОБСЕ.

МИД Украины в очередной раз призвал российскую сторону вернуться к цивилизованным рамкам развития двусторонних отношений, предусмотренных Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией от 31 мая 1997 года.

Открытое игнорирование или избирательное применение норм международного права может иметь непредсказуемые последствия для существующей системы общепринятых правил международного взаимодействия.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Особенности урегулирования споров при участии судьи
Новости онлайн