Создание Национального агентства по предупреждению коррупции предусмотрено в рамках Закона «О предотвращении коррупции», который вступил в силу с 26 апреля 2015 года.
Задача создать его легла на плечи Кабмина, а отчитываться о своей работе новое ведомство должно Верховной Раде. Кроме этого, оно должно будет готовить ежегодные отчеты о своей деятельности, которые после утверждения общественным советом при Нацагентстве будут публиковаться на его официальном сайте.
Однако, с началом работы Национального агентства тесно связана работа другой системы — электронного декларирования. Пока она не будет запущена, о полноценной работе ведомства не может быть и речи. Об этом констатируют эксперты.
Сегодня парламентарии уверяют, что доработка этих моментов — чисто технический вопрос. Однако, как считают эксперты, это лишь удачная отговорка. Одни говорят, что Национальное агентство по предупреждению коррупции не сможет начать работу без работоспособной открытой, доступной системы электронного декларирования, а другие утверждают, что решение о начале работы такой системы должно принять уже приступившее к работе Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции. Вот и получается замкнутый круг.
Представители общественности, курирующие данную ситуацию, уверенно заявляют, что таким образом чиновники всячески оттягивают момент, когда их ежегодные декларации станут достоянием общественности. Тем более, что все еще нет окончательного решения по вопросу, как быть с теми, кто успел, согласно действующему законодательству, подать декларации в бумажном виде.
Обяжут ли таких чиновников в случае открытия соответствующего реестра дублировать свои декларации в электронном варианте, пока неясно. И в целом прогнозы относительно начала полноценной работы НАПК весьма неутешительны.
Ситуацию специально для «Судебно-юридической газеты» прокомментировал первый заместитель Генерального прокурора Украины в 2014 году Николай Голомша:
«Сейчас НАПК находится в стадии становления. Его задачей является, прежде всего, профилактическая работа. Думаю, первая проблема, из-за которой ведомство не начало свою работу в установленный срок, — война. С другой стороны, политические баталии тоже сыграли свою роль. Возникший конфликт относительно переформатирования Кабмина несколько тормозит этот процесс. Я, безусловно, не оправдываю данную ситуацию и считаю, что конфликты не должны мешать работе. Но поскольку данное ведомство — это инициатива исполнительной власти, то понятно, что должна быть определенность, чтобы новый орган не стал бутафорией», — отметил он.
Подробней об этом читайте в последнем номере «Судебно-юридической газеты», в материале «Борьба с коррупцией откладывается?».