Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»
Как известно, 15 марта 2016 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект №4228 «О финансовой полиции», которым предусмотрено создание новой правоохранительной структуры, неподчиненной фискальным органам.
Инициаторами проекта стали народные депутаты Украины. Он предусматривает ряд нововведений, которые, возможно, действительно создадут нечто отличное от действующего карательного органа, пользующегося у простых граждан и предпринимателей недоброй славой.
Самым фундаментальным нововведением, которое сопутствует практически полной ликвидации налоговой милиции (кроме специализированного подразделения «Фантом»), является фактическое переподчинение новой правоохранительной структуры Министерству финансов, а не Министерству внутренних дел. Деятельность нового правоохранительного органа должна направляться и координироваться КМУ через министра финансов Украины (п. 3 ст. 1 проекта).
Подследственность финансовой полиции в законопроекте четко определена за счет внесения в УПК изменений, включающих и перечень связанных преступлений, которые смогут расследовать должностные лица нового органа. По сравнению с предыдущей редакцией ст. 216 УПК, когда речь идет о подследственности органов, которые осуществляют контроль за выполнением налогового законодательства, проект закона «О финансовой полиции» предоставляет детективам финполиции более широкое поле деятельности — преступления по 40 статьям УК вместо 15. Но ряд норм относятся к ведению детективов с оговоркой о том, что речь идет о преступлениях, предметом которых является имущество государственной или коммунальной формы собственности, государственного либо местных бюджетов и государственных целевых фондов.
При этом изменения предусматривают сужение полномочий в сфере расследования экономических преступлений для Службы безопасности Украины. Так, в ст. 2 Закона «О Службе безопасности Украины» предлагается внести изменения, определив среди заданий службы предупреждение и раскрытие преступлений и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики в части внешних угроз. Это, а также ряд других изменений, полностью относят расследование экономических преступлений к компетенции будущей финансовой полиции.
За невыполнение законных требований должностного лица финансовой полиции предусмотрена административная ответственность (КоАП должен быть дополнен новой ст. 185-14). Статьи УК, в которых речь идет о посягательстве на должностное лицо, вмешательстве в его законную деятельность или получении незаконной выгоды, также будут дополнены. Плюс должностным лицам финансовой полиции обеспечивается доступ к информационным ресурсам и базам данных, а также справочным системам госорганов или органов местного самоуправления. Кроме этого, среди полномочий, установленных законопроектом №4228, есть и полномочия в сфере информационно-аналитического обеспечения (ст. 9 проекта), которые включают возможность создавать собственные информационные базы.
Фактически на основании закона создается отдельный от ГФС правоохранительный орган с отдельной вертикалью подчинения, который обладает собственными информационными полномочиями и ресурсами для расследования экономических преступлений.
Подробнее о положениях нового законопроекта читайте в статье «Новая финансовая полиция: будет ли результативной ещё одна попытка?».