Для строительства дорог внедряют систему FIDIC: что она даст Украине?

18:30, 2 августа 2016
В скором времени в Украине планируется внедрить новую систему контроля за качеством строительства и ремонтом дорог.
Для строительства дорог внедряют систему FIDIC: что она даст Украине?

Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»

 

В скором времени в Украине планируется внедрить новую систему контроля за качеством строительства и ремонтом дорог. Как ранее сообщала «Судебно-юридическая газета», министр инфраструктуры Владимир Омелян рассказал, что сегодня на финальной стадии находится согласование постановления правительства о внедрении международной системы FIDIC.

Ранее и.о. главы «Укравтодора» Евгений Барах сообщал, что уже этой осенью планируется принять закон о переходе при работе с бюджетными средствами на международную систему FIDIC, где четко прописаны правила и требования к подрядчикам, требования к договорам и к гарантийному обслуживанию.

Отметим, что формы контрактов Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC) объединяют опыт управления проектами строительства и применяются в более чем 75 странах мира. По мнению представителей исполнительной власти, применение упомянутых форм в Украине позволит уменьшить уровень коррупции путем упрощения управления финансами строительства, и повысят инвестиционную привлекательность страны.

Как считают эксперты, главное преимущество контракта FIDIC — это универсальность и завершенность. Не нужно выдумывать четкую модель взаимодействия подрядчика и заказчика, если она уже разработана и проверена годами в десятках стран мира. Контракт FIDIC разумно распределяет ответственность и риски сторон.

В то же время, после того, как на территории соседних с Украиной стран стали достаточно быстро распространяться зарубежные (прежде всего, английские подходы к заключению договоров), в т.ч. в области строительного подряда, появилось достаточно большое количество различного рода мифов.

Причина такого изначального неприятия заключается как в самой природе проформ FIDIC (это стандартный англо-саксонский договор, который охватывает практически все вопросы строительной и около строительной деятельности), так и в том, для кого и каких целей они создавались (для развивающихся стран Африки и Юго-Восточной Азии с отсутствующей или формирующейся системой строительного права).

Впоследствии проформы FIDIC все-таки внедрились и достаточно успешно работают на одной шестой части суши, но проблемы и мифы остались:

Миф №1 — Проформы FIDIC противоречат нашему законодательству и поэтому не могут применяться на нашей территории.

Опровержение: международная организация инженеров-консультантов достаточно ясно и однозначно определила, что проформы — не догма, а пособие для работы. И если имеются какие-либо отличия от национального законодательства, то проформы должны быть доработаны с учетом национального права. Для этого существуют особые условия. В любом случае действует приоритет права страны (стран), на территории которой (которых) осуществляется строительство.

Стоит сказать, что некоторые из наших соседних государств (например, Казахстан) пошли по пути изменения национального законодательства в сторону норм FIDIC.

Миф №2 — Кабальная сделка для подрядчика.

Опровержение: такое впечатление может создаться у человека, как впервые ознакомившегося с проформой, так и у достаточно опытного подрядчика, который по тем или иным причинам не использует в полном объеме механизмы, заложенные в проформы, которые позволяют ему решить ряд проблем, возникающих в ходе строительства.

На самом деле опытный подрядчик при поддержке грамотного консультанта способен извлечь из сотрудничества на основе проформ FIDIC немало выгод, и прежде всего, материальных.

Миф №3 — Большой объем документации — невозможно работать.

Опровержение: конечно, контракт на основе проформ, как и всякий иной договор, подготовленный по английским правилам, содержит достаточно большой объем информации, систематизированной в непривычном порядке. Его исполнение также требует немалого количества отчетных документов. В то же время для специалиста, который разбирается в системе и структуре документации на основе FIDIC, контракт представляет собой документ, с которым не только легко работать, но и можно всегда найти ответ на практически любой спорный вопрос юридико-технического плана. Проблема с объемом обрабатываемой информации разрешается приглашением квалифицированного консультанта и грамотной подготовкой общих шаблонов, которые в дальнейшем требуется просто своевременно заполнять.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как стать судьей: началась спецподготовка будущих судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Тарас Бисага
    Тарас Бисага
    судья Апелляционного суда Закарпатской области
  • Владимир Дикий
    Владимир Дикий
    председатель Носовского районного суда Черниговской области
  • Анна Крыжановская
    Анна Крыжановская
    судья Апелляционного суда Киева
  • Лариса Татарчук
    Лариса Татарчук
    заместитель председателя Бабушкинского районного суда Днепропетровска
Новости онлайн