Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Кабинет Министров Украины предлагает урегулировать вопрос получения права в виде свидетельства на ввоз и вывоз или временный вывоз культурных ценностей с территории Украины.
Так, 8 декабря 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5513 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно вывоза и ввоза движимых культурных ценностей».
Инициатором законопроекта выступил Кабинет Министров Украины.
Вывоз и ввоз культурных ценностей государства
Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно вывоза и ввоза движимых культурных ценностей» разработан в связи с необходимостью приведения Закона Украины «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей» в соответствие с требованиями ст. 5 Закона Украины «Об административных услугах».
На выполнение ст. 6 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предотвращение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 года, ратифицированной с заявлением Указом Президиума Верховной Рады Украинской ССР от 10 февраля 1988 года №5396-ХI, Законом о вывозе предусмотрена выдача свидетельства на право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей с территории Украины.
Так, ст. 5 Закона Украины «Об административных услугах» предусмотрено установление исключительно законами, которые регулируют общественные отношения, связанные с предоставлением административных услуг:
1) наименование государственной услуги и оснований для ее получения;
2) субъекту предоставления административной услуги и его полномочия по ее предоставлению;
3) перечня и требований к документам, необходимых для получения административной услуги;
4) платности или бесплатности предоставления административной услуги;
5) предельного срока предоставления административной услуги;
6) перечня оснований для отказа в предоставлении административной услуги.
Право на перевозку культурных ценностей
Как отмечается в пояснительной записке, статьи 12, 13, 15, 24-26 Закона о вывозе, регулирующие вопросы выдачи Свидетельства, однако не определяют полного перечня документов, которые необходимо представлять заявителю для получения Свидетельства, и требования к ним, платность или бесплатность и предельный срок выдачи такого документа, перечень оснований для отказа в его выдаче на культурные ценности, которые заявляются к вывозу с территории Украины без обязательства их обратного возвращения, а также не предусмотрено его переоформление, выдача дубликата и аннулирование.
«Кроме этого, кардинальных изменений требует регулирование отношений в сфере проведения экспертизы культурных ценностей, поскольку последствиями функционирования существующего института государственной экспертизы культурных ценностей стал ряд проблем, которые приобрели характер системного явления.
В частности, это:
«С целью обеспечения прозрачности и упрощения административных услуг, связанных с выдачей Свидетельства, а также принимая во внимание, что на сегодня понятие «культурные ценности» толкуется слишком широко, существует необходимость уточнения понятийного аппарата, которое в т.ч. позволит на уровне закона определить группы культурных ценностей и других предметов культурного назначения, которые могут перемещаться по территории Украины без получения Свидетельства», — отмечает министр культуры Евгений Нищук.
Объектам хозяйствования расширят права
Вместе с тем, законопроектом предлагается урегулировать вопрос отнесения Свидетельства к документам разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, которым, согласно ст. 1 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», является разрешение, заключение, решение, согласование, свидетельство, другой документ, который разрешительный орган обязан выдать субъекту хозяйствование в случае предоставления ему права на осуществление определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности, и/или без наличия которого субъект хозяйствования не может продолжать определенные действия относительно осуществления хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о разрешительной системе, действие этого Закона распространяется, в частности, на субъектов хозяйствования, которые намерены осуществлять или осуществляют хозяйственную деятельность.
Однако, согласно ст. 13 Закона о вывозе, Свидетельство является основанием для пропуска указанных в нем культурных ценностей за пределы таможенной территории Украины. Свидетельство остается в органе доходов и сборов, который осуществлял таможенное оформление культурных ценностей в таможенный режим вывоза или временного вывоза.
Что гласит Таможенный кодекс Украины
Также с 2017 года, во исполнение п. 7 Заключительных положений Таможенного кодекса Украины, передача органам доходов и сборов Минкультуры будет осуществляться в электронной форме с применением электронной цифровой подписи без участия владельца движимых культурных ценностей.
«Свидетельство выдается физическим и юридическим лицам, и ограничивает их только в вывозе, или временном вывозе движимых культурных ценностей, определенных ст. 14 Закона о вывозе. Свидетельство действует только на территории Украины», — отмечает министр культуры.
Кто и как получит право на ввоз и вывоз госимущество
Принятие акта имеет целью совершенствование правового регулирования в сфере вывоза, ввоза и возврата движимых культурных ценностей.
Путем достижения указанной цели является внесение изменений в Закон Украины «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей» и связанных с этим изменений отдельных положений Законов Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях», «О музее и музейном деле» и «Об охране археологического наследия», других законодательных актов Украины.
Также реализация акта позволит усовершенствовать правовое регулирование в сфере вывоза, ввоза и возврата движимых культурных ценностей, в частности, установить прозрачную процедуру выдачи свидетельства на право вывоза (временного вывоза) движимых культурных ценностей с территории Украины или отказа в его выдаче, переоформлении, выдаче дубликатов, аннулировании; сохранить баланс интересов государства, юридических и физических лиц в вопросах приобретения ими прав, связанных с перемещением движимых культурных ценностей через государственную границу Украины.
Читайте также, как «Старопечатный «Апостол» И. Федорова пытались вывезти в Россию.