В Верховную Раду Украины 08.02.2019 поступил законопроект «О частной детективной (розыскной) деятельности».
На сегодня в Украине такой вид деятельности официально не признан, хотя фактически им занимаются сотни физических и юридических лиц. Интернет пестрит объявлениями детективных агентств, прежде всего в Киеве и Одессе.
Авторы законопроекта предлагают легализовать эту деятельность и поставить ее под контроль государства. Одним из их аргументов является то, что это значительно расширит возможности стороны защиты по сбору доказательной базы (сегодня, как известно, она имеет гораздо меньше возможностей для сбора доказательств, чем сторона обвинения).
Заказчиком частных детективных услуг может быть не только физическое или юридическое лицо, но и орган государственной власти или местного самоуправления, в интересах которых осуществляется частная детективная деятельность, а частному детективу предлагается предоставить статус физического лица-предпринимателя.
На субъектов частной детективной деятельности не распространяется действие законов, регулирующих правовой статус работников правоохранительных органов, такие субъекты не имеют права осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные законом к исключительной компетенции оперативных подразделений.
Частная детективная (сыскная) деятельность является для них исключительным видом деятельности. То есть частному детективу запрещается заниматься адвокатской, нотариальной, судебно-экспертной деятельностью, проводить другую предпринимательскую деятельность. Предлагаются также другие ограничения.
При этом законопроект предусматривает создание Единого реестра субъектов частной детективной (розыскной) деятельности, который должна вести Национальная полиция. Она же будет выдавать свидетельства о праве на занятие частной детективной (розыскной) деятельностью.
Проект оговаривает виды частных детективных услуг, которые могут предоставляться:
1) сбор, фиксирование и исследование сведений, необходимых для рассмотрения дел в гражданском, хозяйственном, административном и уголовном судопроизводстве, на договорной основе со сторонами судебного процесса;
2) изучение рынка, поиск и сбор информации из открытых источников с целью подготовки деловых переговоров заказчика, установления финансовой платежеспособности, имущественного состояния и благонадежности потенциальных деловых партнеров;
3) выяснение биографических и других данных, характеризующих личность, в отношении отдельных граждан (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных договоров с заказчиком частных детективных услуг (занятия у него соответствующей вакантной должности), выявление их деловых связей, в том числе с конкурентами заказчика в Украине и за рубежом;
4) поиск лиц, местонахождение которых неизвестно, выяснение причин и обстоятельств их исчезновения, возможностей и условий возврата, розыск лиц, утративших родственные или дружеские связи;
5) розыск пропавшего (утраченного, похищенного) имущества, предметов и животных;
6) осуществление мероприятий по воссозданию утраченной (пропавшей) информации по вопросам законных прав и интересов заказчика;
7) поиск и сбор данных, которые могут быть поводом или основанием для обращения заказчика частных детективных услуг в правоохранительные органы или в суд с целью защиты его законных прав и интересов;
8) выявление фактов незаконного (несанкционированного) сбора сведений, составляющих коммерческую тайну заказчика, с целью их использования или разглашения, а также фактов незаконного (несанкционированного) сбора конфиденциальной информации о физических лицах;
9) поиск, обнаружение и фиксирование фактов незаконного использования принадлежащих заказчику прав интеллектуальной собственности, а также случаев недобросовестной конкуренции;
10) поиск должников и лиц, уклоняющихся от выполнения своих договорных обязательств;
11) обеспечение защиты информации с ограниченным доступом (конфиденциальной, служебной, тайной) заказчика частных детективных услуг.
Следует напомнить, что Закон «О частной детективной (розыскной) деятельности» уже был принят в 2017 году, но Президент Украины не подписал его и вернул Верховной Раде для повторного рассмотрения с предложениями согласовать его положения с нормами законодательных актов, которые являются базовыми в соответствующих сферах правового регулирования. Предложения Президента были учтены, но преодолеть вето Рада не смогла.