Частные исполнители в Украине: какие изменения ожидают профессию в ближайшем будущем

14:28, 26 сентября 2019
«Я не уверен, что содержание государственной исполнительной службы разумно», — подчеркнул эксперт проекта ЕС "Право-Justice".
Частные исполнители в Украине: какие изменения ожидают профессию в ближайшем будущем
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

С обновлением Кабинета министров страну неизбежно ждут реформы в работе органов юстиции. В частности, и в сфере исполнительной службы. Институт частных исполнителей появился в Украине летом 2016 года, после принятия Закона «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» и новой редакции Закона Украины «Об исполнительном производстве». О том, какие еще изменения ждут профессию в будущем и что планируется предпринимать для налаживания продуктивной работы частных исполнителей,  «Судебно-юридическая газета» пообщалась с международным экспертом Проекта ЕС "Право-Justice" Катилином Поповым.

«Целью реформы исполнительной службы является собственно качественное исполнение судебных решений, поскольку в Украине сейчас идут процессы изменения в законодательстве  о процедуре исполнительного производства и  создании новой профессии — частного исполнителя. Основной миссией проведенной в 2016 году реформы стало, по сути, улучшение показателей в сфере исполнения судебных решений», — отметил Катилин Попов.

- Какие же цели вы ставите перед собой и правительством Украины сейчас? Чего хотите добиться продолжением реформы исполнительной службы, в том числе, в контексте частных исполнителей?

- Статистика показывает нам, что за три года улучшения действительно произошли, но, конечно, не такие, как ожидалось ранее. Впереди по-прежнему много работы, но определенный позитивный сигнал уже есть. Так, есть очевидные доказательства того, что частные исполнители работают действительно лучше, нежели их коллеги из государственного сектора. Они не только более  эффективны, но и более качественно придерживаются требований законодательства.

Мы сейчас работаем над формированием законодательного пакета и к совместной работе привлекаем большое количество партнеров: бизнес-сообщество, юридическое сообщество и многих других. В рамках работы мы ставим перед собой три главных вопроса.

Во-первых, что? Что есть нашей конечной целью, чего мы хотим достигнуть, проводя эти реформы и внося изменения в законодательство.  Мы хотим создать в Украине условия для развития бизнеса и обеспечения экономического роста. Это и есть главная цель, тогда как улучшение качества исполнения решений — только средство для ее достижения.

Во-вторых, кто? Кто же стоит в приоритете реформ и поведет всю систему вперед? Ответ у нас есть, и мы искренне уверенны, что это должны быть частные исполнители. Нужно инвестировать в профессию и поддерживать ее развитие в Украине. Сейчас для украинского общества появился уникальный шанс перезапустить всю профессию с нуля, сделать так, чтобы она была достойна доверия и стала примером высоких качеств и компетенций.

Третий вопрос, безусловно, как? Как именно частные исполнители будут реализовывать поставленные перед ними задачи. Именно в рамках этого блока, мы предлагаем определенные новеллы на улучшение процессов в рамках исполнения судебных решений.

- Что именно предлагаете изменить?

- Речь идет о том, чтобы суды способствовали исполнению решений, а не препятствовали этому.

Возьмем какие-то реальные и понятные примеры. Сейчас один из самых проблемных моментов  — возможность приостановления исполнения в судебном порядке. Нужно внести изменения в эту систему. Есть единственное решение этой проблемы — внесение изменения в законодательство. Если сторона обращается в суд с ходатайством о приостановлении исполнения, она должна предоставить встречное обеспечение иска. Таким образом можно дисциплинировать стороны судебного процесса, исключить возможность злоупотребления процессуальной возможностью приостановления исполнения судебных решений.

- Это если говорить о судах. А как насчет остальных стадий исполнительного производства?

- Сейчас вообще очень важно избавиться от бюрократических формальностей. К примеру, требования совершать исполнительные действие в четко определенные сроки. Допустим, накладывать арест не позже следующего рабочего дня с момента открытия производства. Мы считаем это лишним, особенно для частных исполнителей. Разумеется, Минюст хочет дисциплинировать своих сотрудников и ускорить исполнение решений. Но тогда стоит прописывать эти нормы непосредственно в инструкции для государственных исполнителей.  Ведь для частного исполнителя единственный стимул — это вознаграждение, которое он получит в результате работы. Он и так будет действовать быстро и эффективно, это в его интересах.

Еще одним важным вопросом является арест банковских счетов. Мы знаем, что со стороны нового правительства есть желание улучшить эти процессы, в частности, это диджитализация информационных процессов между исполнителями и банками. Но мы хотим полной автоматизации, не только в наложении арестов, но и в автоматическом списании средств.

На данном этапе существует много исключений и оговорок о том, какую же часть средств все же можно списать в счет погашения взыскания. И это очевидное препятствие для полной автоматизации процесса, ведь он должен быть логичным и простым. Мы предлагаем сделать первый простой шаг — упростить алгоритм списания средств. Для этого мы предлагаем убрать огромное количество «если» из законодательства и оставить лишь одно, применимое ко всем категориям должников. Это будет невозможность взыскивать фиксированную сумму, а также списание остальных средств в пользу взыскателя. Эта фиксированная сумма может быть связанна с минимальной зарплатой и определяться Кабмином, например.

- А что насчет процесса допуска к профессии? Так, в команде Президента Владимира Зеленского уже звучал ряд замечаний к проведению экзаменов. Планируются какие-то изменения в процессе получения лицензии частного исполнителя?

- Да, необходим целый спектр изменений. В частности, нужно устранить все административные барьеры в доступе к сдаче экзамена, а во-вторых, автоматизировать абсолютно все процессы сдачи экзамена. Да, формально они якобы автоматизированы, но реальность говорит нам об обратном.

Так, стоит упомянуть о последовательности шагов кандидата в частные исполнители. Сегодня кандидат сразу же проходит начальную подготовку, затем стажировку, а уже потом сдает экзамен. Мы для себя видим этот процесс в обратном порядке. Сначала сдача экзаменов, после подготовка, в том числе и практическая стажировка. Это очень практичный пример.

- И к слову об автоматизации. Какое место в будущем реформировании планируется выделить диджитализации процессов?

- Эта часть реформы невероятно важна. Но электронный документооборот — не самоцель, а всего лишь инструмент для дальнейшей качественной работы. Это, во-первых, предоставит улучшенный и действительно удобный доступ сторон к материалам дела. Во-вторых, это приведет к уменьшению затрат исполнительного производства. Без автоматизации процессов стоимость исполнения всегда будет высокой. А затраты покрываются именно за счет сторон производства, то есть граждан Украины. Мы должны свести эти затраты к минимуму.

- А как происходил процесс реформирования и внедрения института частных исполнителей в Болгарии (Катилин Попов 15 лет работает частным исполнителем в Болгарии)?

- Реформа в Болгарии была проведена еще в 2005 году. И у нас по-прежнему существуют частные и государственные исполнители. Но мы, частные исполнители, не видим в коллегах из государственного сектора прямых конкурентов. Хотя изначально мы работали в условиях жесткой конкуренции. Пик объемов работы пришелся на 2012 год. Это все было последствием кризиса 2008-го. С тех пор мы отмечаем постепенный спад в количестве дел, так как экономика понемногу приходит в себя. Мы обсуждаем с коллегами наше будущее, будущее нашей профессии. В современном мире все переходит в электронный формат, и мы тоже пытаемся занять свою нишу.

- Не случится ли так, что  после проведенных реформ частные исполнители попросту вытеснят государственную службу как институт?

- Вопрос о будущем государственных исполнителей — полностью в компетенции правительства Украины. Я уверен, что государственная исполнительная служба будет существовать до тех пор, пока это оправдано. Может быть и такое, что они примут решение просто упразднить ГИС за один день, а возможно, это будет длительный и сложный процесс.

Что гораздо важнее сейчас для Украины, это уравнять мандаты государственных и частных исполнителей. И я уверен, что это должно произойти именно сейчас. Все это время у нас были хорошие показатели работы частных исполнителей. Нет никаких причин считать, что они могут не справиться в дальнейшем.

- И все же, почему, получив решение суда, по Вашему мнению, взыскателю стоит обращаться именно к частным исполнителям?

- Все просто. Во-первых, частные исполнители мотивированы. Это личный финансовый интерес, в отличии от государственных, которые просто боятся потерять работу. Во-вторых, доступная коммуникация. В государственной исполнительной службе она происходит с техническим персоналом, секретарями, которые не всегда могут в полной мере ответить на вопросы сторон исполнительного производства.

Я лично, повторюсь, не вижу в государственных исполнителях конкурентов. Но, вот как плательщик налогов , я не уверен, что содержание государством службы, которая не является особо эффективной, разумно.  

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Марина Гниличенко
    Марина Гниличенко
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Віктор Панкулич
    Віктор Панкулич
    суддя Апеляційної палати Вищого антикорупційного суду